Обрядовое печенье из пресного или кислого ржаного теста в форме птичек, один из обязательных атрибутов обряда «закликания весны».

Изготавливались чаще на "Сороки", иногда в Средокрестие, а на Русском Севере в день Алексея Теплого или на Благовещение

 

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка – запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житье-бытье про нездешнее!.. 

Содержание:
1. Названия
2. Приготовление
3. Обряды и ритуалы
4. Символика
5. Источники и литература


Названия


Названия обрядовой весенней выпечки могло быть различным, чаще всего печенье именовали «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»), в южнорусских губерниях употребляли также название «кулики», а иногда «чувильки» (от подражания птичьему напеву – «чувиль-виль-виль» (калужск.). В некоторых местах «птичек» («птюшки», «птушки»), испекаемых на 9 марта, связывали с другими видами птиц. В Каргопольском уезде Архангельской губернии их называли «тетерки», в Орловской губернии – «ластовки» (ласточки) или «снегирьки», а в Нижегородской губернии – «воробушки»; при этом, на территории указанных губерний широко бытовало также название «жаворонок». Иногда по имени праздника «Сороки», дня памяти сорока мучеников Савостийских, это печенье называли «сороки», «сорки», «сорокашки».

Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу.

[К содержанию]

Приготовление

 

«Жаворонков» готовили повсеместно по территории России, при этом форма и размеры печения были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях. Так, в деревне Большие Козлы Лихвинского уезда Калужской губернии для того, чтобы сделать «птичке» тельце, хозяйка раскатывала тесто в жгут и связывала его узлом, а в соседней деревне Большие Сушки, было принято раскатывать небольшие круглые лепешки, края которых загибали к середине, представляя «крылья» «жаворонка», такое печение пекли в печи на кирпичах, на поду.

В некоторых местах в тесто обязательно вливали конопляное масло: «Надушат жаворонка маслицем, румяный этот гостинец». Специально и старательно выделывали головку, намечали глаза дырочками или вставляли угольки, горох, кукурузу, гречишные зерна, конопляное семя, ягоды можжевельника, изюм. В некоторых деревнях было принято украшать головку птички хохолком из теста – «стычком», «кичечкой», кое-где с этой целью втыкали перышко или «светочек» – цветочек из цветной бумаги. В деревнях Курской губернии «гребень» на голове «кулика» защипывали посередине, справа налево. В некоторых местах Воронежской губернии «жаворонков» пекли с большой головой и длинным острым клювом, а кое-где и с двумя головами. Тельце птички иногда украшали закатывая в тесто конопляное семя, покрывали его распущенным сахаром или расписывали узором из дырочек – «норочек», которые наносили гребенкой для расчесывания пряжи, а также кружками, сделанными ключом, дудочкой или наперстком. Шею кулика могли украшать ожерельем из прорезной бумаги. В некоторых местах южнорусских губерний (Калужской, Курской) на спину большого «жаворонка» или «кулика» сажали одного или несколько «детенышей» – птичек поменьше. В Вятской губернии 40 маленьких «жаворонков» сажали на хвост большой птице.

Кулики, кулики, куликали,
Весну красную заклинали:
– Весна красна, на чем пришла?
– На сохе, бороне, на кривой кочерге,
На жердочке, на бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку!

[К содержанию]

Обряды и ритуалы


Приготовлением ритуального печенья занимались взрослые женщины («матери», «хозяйки», которые раздавали «жаворонки» всем членам семьи со словами: «Вот уже и весна пришла!», «Весна красна, приходи скорей!». В некоторых деревнях южных губерний России хозяйка дома поднималась на чердак с печеньем в руках и кричала в слуховое окно: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!».

Но чаще всего обрядовые действия с выпечкой, сопровождающиеся специальными песнями – веснянками (веснухами, веснушками), совершали либо молодые девушки, либо дети – «малые ребята».

Рано утром, получив от матери только что испеченные «жаворонки», дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды И пели:

Жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лета теплого,
Хлеба доброго!
Чувиль-виль-виль. 

При этом в песнях весну зазывали вместе со множеством сельскохозяйственных забот, от которых зависело будущее крестьянской семьи:

Лето, лето, вылазь из подклета!
А ты, зима, иди туда —
С сугробами высокими,
С сосульками с морозными,
С санями, с подсанками!
А ты, лето, иди сюда, —
С сохой, с бороной,
С кобылой вороной!
Лето теплое, хлебородное!

 

Сороки и другие праздничные дни, связанные с приходом весны и сопровождающиеся приготовлением «жаворонков», вполне можно назвать детскими праздниками. Дети с нетерпением ждали, когда испечется печенье, а получив от матери «птичку», спешили на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их в руках, надев на палочки; они пели песенки-заклинания, обычно несколько разных песенок подряд с небольшими паузами.

Летел кулик
Из-за моря,
Принес кулик
Девять замков.
«Кулик, кулик,
Затыкай зиму,
Затыкай зиму,
Отпирай весну
Теплое лето».

Для того, чтобы поднять «жаворонков» еще выше, их рассаживали на пригорках, поветях, на крышах сараев и овинов, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья. Также «птичек» ниткам привязывал бы летящими. В некоторых местах «птушек» рассаживали в сараях на поперечные балки – «переводы», а потом сбивали их шапками, чтобы они «слетали». Стремление поднять жаворонка как можно выше имело магическое значение, оно должно было способствовать будущему урожаю. Очень часто одного или двух жаворонков оставляли на месте кликания – на дереве, на соломе или на балке в сарае. В этом, как и в манипуляциях с головой «птички», можно усмотреть отголоски жертвы птицам или весне.

Жаворонушки, мои матушки!
Прилетите к нам,
Принесите к нам
Красну вёснушку.
Тёпло летечко!
Нам зима надоела,
Хлеб и соль поела…

Другие обрядовые действия с «жаворонками» также были направлены на достижения хорошего урожая. В Рязанской губернии, например, дети несли «жаворонки» в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом. В Орловской губернии дети съедали «жаворонки», а головки отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

В Калужской губернии, подобно другим местам, головку «жаворонка» закидывали на крышу, бросали в поле, желая обеспечить богатый урожай или кидали в реку, «чтобы никто в деревне не помер».

Чаще всего мальчики и девочки закликали птиц вместе, но кое-где на восходе солнца девочки совершали обряд отдельно от мальчиков. Обычно около 10 – 11 часов утра дети гурьбой шли на огороды, к гумнам, овинам, ригам, сараям, забирались на пригорки, спускались к речкам и ручьям, выходили в поле или лес.

В ряде деревень Калужской губернии «кликание весны» происходило так. Утром в Сороки дети с «жаворонками» в руках большой толпой выходили за деревню, направляясь в ближайший лес. Остановившись в лощине, где протекал ручей, они сажали на куст «птичек» и медленно, речитативом кликали:

Сороки святые, 
Жаворонки сляпые,
На Сороки печены,
Соломой астрочены.

В одной из соседних деревень мальчики и девочки с одного конца деревни «артелью» направлялись к околице, где располагался фруктовый сад одного из хозяев. В саду они усаживали принесенных с собой «чувилек» на плетень и начинали нараспев кликать, повторяя каждую формулу по несколько раз:

Жаворонки, жаворонки, 
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету!
Жаворонки,
Прилетайте к нам,
Тут кисели талкут,
Тут блины пекут.
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом,
Связаны поясом.
Чу – виль – виль,
Весна пришла
На калясочках,
Зима ушла на саночках.
Мужики, мужики
Точите сошнички,
Скоро пашеньку пахать!

Обычно, набегавшись и наигравшись за день, деревенские ребятишки съедали только половину своего «жаворонка»; с остатками туловища часто продолжали кликать весну на следующий день, вечером которого «кулика» доедали. Тех «жаворонков», которые казались детям особенно красивыми, хранили чуть дольше.

В некоторых местах еще в первые десятилетия ХХ в. сходные обряды исполнялись взрослыми. В Орловской губернии женщины и девушки выходили с «жаворонками» на улицу и закликали весну: «Весна-красна, приходи скорее». После этого птичек сажали на возвышенное место, и девушки пели: «Кулик-жаворонок прилетел на одонок». Крестьянки Пензенской губернии, держа в руке «жаворонка», кричали с повета: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!». В Одоевском уезде Тульской губернии 9 марта («Сороки») взрослые вместе с детьми шли с тремя только что испеченными «жаворонками» в сарай, где старались их подкинуть как можно выше с особым приговором, после чего одну птичку клали на потолочную балку, другую оставляли на соломе, а третью съедали. В Воронежской губернии одну птичку обязательно клали на божницу, а остальных ребятишки развешивали по деревьям, раскладывали на крыши сараев. «Сорока», оставленного на божнице, использовали как магическое средство: когда сажали картошку, жаворонка закладывали в лунку, приговаривая: «Чтоб картошки круглые были». В Вятской губернии «жаворонков» клали в семена, а когда сеяли, ими «посевали», т.е. вместе с семенами бросали в землю.

В Новгородской губернии «птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевалыцика – т. е. человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «птюшку»: в одной из них была запечена монетка, человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным в засевалыцики Богом.

В народе считали, что в день Сороков при помощи «жаворонков» можно узнать будущее и свою судьбу. Поэтому в некоторых местах, где птичек пекли по числу членов семьи, в них запекали различные предметы: уголь или щепку, деньги, кольцо, хмель, жито и т.д. , по которым гадали. Если в разломленном на две половины «жаворонке» попадалось зернышко («жито»), то говорили, это «к хорошему житию», если деньги – к богатству, кольцо – к женитьбе, хмель – к веселью, а уголек или щепка – к смерти. В Вятской губернии девушки закидывали «жаворонков» на крыши домов и сараев, раскладывали на столбах оград и поджидали, пока «птичку» не схватит ворона; по тому, в какую сторону она полетит, судили, куда девушка выйдет замуж.

[К содержанию]

Символика

 

Все действия с обрядовым печением представляли собой различные способы передачи ритуальной пищи умершим родственникам, являясь отражением «упорного, с наступлением весны все нарастающего стремления почтить своих предков». Поедание людьми и домашним скотом ритуального хлеба, предложенного сначала птицам или растительности, совместные трапезы в ранний весенний период символизировали максимальное слияние человека с природой.

[К содержанию]

Источники и литература:


Жаворонки на сайте «Православие.RU».

Жаворонки на сайте Российского этнографического музея.

Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX – начало ХХ века. Новосибирск, 2004.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.  СПб, 1995.

Соколова В.К. Весеннее-летние обряды русских, украинцев и белорусов. XIX – начало ХХ в. М., 1979.

Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб., 2004.