Христианский святой, мученик, почитаемый католической (день памяти – 15 июня) и православной церквями (день памяти – 16 мая и 15 июня).

 
Содержание:
1. История
2. Почитание святого
2.1. Италия, Франция и Германия
2.2. Чехия, Русь и славянские земли
3. Источники и литература

 

История

 

Святой Вит родился в семье знатного и богатого сицилийца Гиласа. В отличие от своего отца, сохранявшего веру в римских божеств, он еще в детстве принял христианство. Не смотря на свой юный возраст (по одним сведениям ему было 7 лет, по другим – 12) будучи наделенным благодатью чудотворения, он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Вскоре об этом стало известно, и правитель острова Валериан потребовал от родителей мальчика отвратить его от веры в Иисуса Христа. Но ни уговорами, ни побоями Гилас не смог убедить сына.

Когда Валериан узнал, что Вит отказался поклониться языческим божествам, он потребовал привести его к себе. Перед судом отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести жертву идолам. Тогда правитель велел побить мальчика железными палками, и в этот момент рука Валериана мгновенно отсохла. Однако по молитве святого он был исцелен, в награду Вита отпустили домой к родителям, которым при этом все-таки приказали во что бы то ни стало заставить его отречься от своей веры.

Чтобы совратить сына, Гилас окружил его роскошью, устраивал пиры и забавы, приказал подавать самые вкусные яства, привел к нему красивых девиц, но желаемых результатов не добился. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях. Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда отец вошел к мальчику и увидел Ангелов, он мгновенно ослеп. Гилас дал обещание отречься от своей языческой веры, и Вит исцелил его. Однако он не исполнил своего обещания, напротив, сила и вера ребенка ожесточила его, и Гилас решил убить собственного сына. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель Модест и кормилица Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома и отплыли в Луканию (Южная Италия) и поселились в месте, называемом Алекторий. Там Вит не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Вскоре слава о нем распространилась и здесь.

Вит и Модест были арестованы и отправлены на суд в Рим. Там святым от беснования был исцелен сын Диоклетиана. Этот император попытался уговорить мальчика поклониться старым божествам, обещая ему великие почести, славу и богатство. Но ничего не могло заставить святого отказаться от веры в Бога. За это мальчика вместе с его воспитателем заточили в тюрьму. Когда узникам явился Иисус Христос (в ряде источников – Ангел), укрепляя их в подвиге и даруя свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклитиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Но святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни.

Во время следующей пытки – мучеников повесили на столбах и ударяли железными когтями, Крискентия вышла из толпы зрителей, призналась, что она то же исповедует христианство, и укорила императора за жестокость. За это ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: «Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас», и началось сильное землетрясение, погубившее многих язычников. Ангел снял мучеников со столбов и перенес их в Луканию. Мальчик стал молиться Богу, чтобы он в мире принял их души и не лишил своих благодеяний всех, которые будут творить их память. Когда раздался с Неба был голос: «Услышана молитва твоя», святые с радостью предали Богу свои души. Их тела три дня охраняли орлы, а затем останки мучеников были обнаружены знатной христианкой по имени Флорентия после явления ей Вита и с честью погребены в месте, называемом Мариан. Страдания святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии совершились около 303 года.

[К содержанию]

 

Почитание святого

 

Почитание святого Вита, его воспитателя Модеста и кормилицы Крискентии возникло еще в раннехристианское время в Сицилии, и постепенно распространилось по всей Европе. Святой Вит – покровитель Праги и всей Чехии, Сицилии и итальянских коммун Бадия-Калавена, Реканати, Форио, Сан-Вито-ди-Фаганья и некоторых других, Саксонии и немецких городов Цефен и Вача; существует около 150 церквей, где якобы хранятся частицы его мощей, ему также посвящено более 1300 храмов, алтарей, часовен.

В средневековой Европе Вит почитался как один из четырнадцати святых помощников.

С молитвой к святому обращались для исцеления от беснования, при безумии и нервных заболеваний, ревматической хореи и эпилепсии, которые даже получили наименование «пляска святого Вита». Люди верили, что для приобретения хорошего здоровья нужно станцевать, повторяя хаотичные движения больных эпилепсией, перед статуей святого Вита в день его памяти – 15 июня. Также он помогает против бессонницы, укусов бешеных собак и вообще нападений животных, дьявольского наваждения, защищает немых и глухих.

Считается покровителем медников, котельщиков и пивоваров (в силу того, что одним из символов святого стал котел, в котором согласно житийной традиции он претерпевал одну из пыток). Также он является патроном актеров, в особенности комедийных, конферансье, танцовщиков.

В восточной и западной традиции святой изображается как мальчик или молодой юноша в богатых патрицианских одеждах, иногда вместе с Модестом и Крискентией. В Европе в живописных и скульптурных изображениях к образу святого также добавляются характерные только для него символы – котел, пальмовая ветвь, книга, ворон или орел, лев, волк или собаки; как покровитель Богемии он иногда рисовался в горностаевой мантии и с державой в руках. Одним из знаков святого стал петух, которого по легенде бросили вместе с ним в котел с кипящим оловом (или маслом). Этот языческий символ воинственности, жизни и плодовитости, получил в христианском контексте новое значение и стал символом Воскресшего Христа.

[К содержанию]

 

Италия, Франция и Германия


Самое древнее свидетельство почитания святого Вита относится к 15 июня в мартирологе Иеронима (около 450 г.). Латинское житие мучеников было составлено на рубеже VI – VII вв., впоследствии оно было переведено на греческий язык. В западных мартирологах и в ряде греческих синаксарей память Виту, Модесту и Крискентии отмечается 15 июня. Хотя их память отсутствует в византийских календарях константинопольского происхождения, однако сохранилось два канона на греческом языке, составленных в честь этих мучеников.

Ко времени папы Геласия I (492 – 496 гг.) относятся первые сведения о посвящении святым Виту, Модесту и Крискентии храмов, в свою очередь римский папа Григорий I Великий (590 – 604 гг.) упоминает о существовании монастырей имени святого Вита на островах Сицилия и Сардиния. В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня.

Более широкое распространение культ Вита приобретает со второй половины VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франкском короле Пипине III папа Стефан II около 755/6 г. подарил мощи святого Фульраду, одному из ближайших сподвижников короля, настоятелю парижского аббатства святого Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в монастырь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством Людовика I Благочестивого (814 – 840 гг.). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, то есть в течение IX в., здесь создается «Сказание о перенесении мощей Вита», соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского монастыря.

В Германском королевстве, особенно при Оттоне I (936 – 973 гг.), почитание святого Вита (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия) начинает играть одну из ключевых ролей в государственной идеологии. Именно с Витом и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский, автор «Деяния саксов», главного историографического труда той эпохи, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома.

Культ святого Вита был наиболее распространен в Германии, Франции и Италии в эпоху раннего средневековья и в XIII – XV вв., однако постепенно центр его почитания сместился в Чехию.

[К содержанию]

Чехия, Русь и славянские земли

 

Начало почитания Вита у славян относится к великоморавскому периоду. Видимо, уже в последнюю четверть IX в. близ Старе-Места (предполагаемая столица Велеград) была построена церковь во имя святого. В житии святого Вячеслава, написанном в середине XIV в., именно с этим храмом связывается крещение чешского князя Борживоя и его жены святой Людмилы. Кроме того распространению культа Вита могло способствовать и то, что этот святой был покровителем святого Мефодия, архиепископа Моравии и одного из создателей славянской письменности.

Около 935 г. князем Вячеславом была построена церковь святого Вита в Праге (впоследствии он здесь же и будет погребен), которая с учреждением в 972/3 г. Пражской епископии стала кафедральным собором и усыпальницей чешских королей. В житии князя содержится рассказ о том, что он получил руку Вита в дар от германского короля Генриха I и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Священной Римской империи.

Другой реликвией пражского собора стала глава мученика, перенесенная императором Карлом IV из Павии в 1355 г. Во время Тридцатилетней войны, в первой половине XVII в. все реликвии из Корви были украдены и, вероятно, перенесены в Прагу.

Благодаря ключевой роли чешско-польских отношений в крещении польского князя Мешка I (около 966 г.) культ святого проникает из Чехии в Польшу, это можно увидеть по тому, что именно святому Виту посвящена базилика, построенная Мешком в Гнезне.

На Руси почитание Вита распространилось в киевский период. Память святым Виту, Модесту и Крискентии указана в древнейших календарях – месяцесловах Остромирова Евангелия и Архангельского Евангелия под 15 июня. Наиболее раннее упоминание славянского Жития святого Вита – Успенский кодекс, датируемый концом XII – началом XIII в., где его память указана на 16 мая. Имя Вита вошло в перечень наиболее почитаемых святых в составе Молитвы против дьявола и Молитвы Святой Троице, проникших на Русь соответственно из Великой Моравии и Чехии.

Распространение почитания святого Вита у славян могло быть связано с созвучием его имени с именем славянского языческого божества Святовита, главный храм которого находился на острове Рюген. Рудименты этого языческого культа можно увидеть по сербскому празднику "Видовдан" или «Видов день»

Культ святого Вита был весьма распространен в народном календаре балканских славян: его считали одним из четырех святых, вызывающих летний град, а в некоторых местах его почитание приобрело и солярные элементы, связанные с поверьем, что после Видова дня солнце поворачивается к зиме.

[К содержанию]

Источники и литература:


Вит, Модест и Крискентия // Православная энциклопедия.

Вит, Модест, Крискентия Сицилийские // Яков Кротов. Словарь святых.

Иовчева М. Святой Вит в древнеславянской книжности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 4 (26).

Мученики Вит, Модест и Крискентия-писательница // «Православие.RU».

Святой Вит.

Святые Вит, Модест и Крескенция, мученики Сицилийские // «Catholic.ru».

Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.