На 29 мая (11 июня – по новому стилю) выпадает день памяти сразу двух святых – святой мученицы Феодосии Тирской и святой девы, преподобномученицы Феодосии Константинопольской. В русском крестьянском календаре этот день стал именоваться днем Федосьи-колосяницы.

Содержание:
1. Феодосия Тирская
2. Феодосия Константинопольская
3. Источники и литература

Феодосия Тирская

 

Феодосия родилась в городе Тир (расположен у северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне Галаадской горной цепи) в христианской семье.

Однажды, во время гонения на христиан, которое длилось уже пять лет, в день Святой Пасхи семнадцатилетняя Феодосия подошла к осужденным узникам-христианам, находившимся в претории, и попросила их помянуть ее пред Господом, когда они завершат свой страдальческий подвиг и предстанут Ему. Стражники увидели, что девушка поклонилась узникам, взяли ее и отвели к правителю Урвану на допрос. Правитель пытался заставить Феодосию принести жертву идолам, но она отказалась, исповедуя свою веру во Христа. Тогда святую подвергли жестоким истязаниям: тело ее строгали железными когтями так, что обнажились кости. Мученица молча и с радостным лицом переносила страдания и на вторичное предложение правителя принести жертву идолам ответила: «Безумный, ведь я сподобилась присоединиться к мученикам!». Девушку с камнем на шее бросили в море, но Ангелы вывели ее из пучины. И ходила святая, нося на руках своих камень, привязанный к шее ее.

Потом Феодосия вновь была схвачена стражниками и приведена на суд. На сей раз ее приговорили отдать на съедение зверям, но она пребыла совершенно невредимой от них. Наконец мучитель приказал усечь ее мечем. Во время усекновения святой видели голубицу, вылетевшую из уст ее, сиявшую как золото и возносившуюся к небесам.

В ночь после казни святая Феодосия явилась родителям, которые пытались уговорить свою дочь не идти на страдания, в светлой одежде, с венцом на голове и сияющим золотым крестом в руке и сказала: «Вот видите, сколь велика слава и благодать Христа моего! Вот видите, как велика слава, которой вы меня хотели лишить!».

Кончина святой мученицы последовала в 307 г. или в 308 г. 6 апреля.

Днем памяти святой является 3 апреля и 29 мая (день когда ее мощи были перенесены первоначально в Константинополь, а позже в Венецию).

 

 

Тропарь Феодосии деве, Тирской


Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси, / Христово приятелище бывши чистое / и Святаго Духа дом возлюблен; / отонудуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий, / добре страдавшая, / и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры, / и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися. / Тебе верою чтущим / присно проси велия милости.

[К содержанию]

Феодосия Константинопольская


Феодосия родилась в Константинополе в семье богатых, честных, благочестивых и добродетельных родителей. На протяжении многих лет ее родители были неплодны, сокрушаясь об этом, они молились, много постились, постоянно посещали церковные службы, щедро раздавали милостыню бедным. Однажды когда они были в храме, построенном в честь святой мученицы Анастасии на всенощном бдении, мать Феодосии усерднее чем раньше молилась о разрешении своего неплодства; когда она немного задремала, ей явилась святая Анастасия и сказала: «Не печалься, женщина, ибо ты зачнешь и родишь». Проснувшись, она пришла в великую радость и сказала о видении своему мужу. Тогда муж сказал ей: «Жив Господь! Если Он разрешит неплодство наше и если мы родим сына ли, дочь ли, принесем то в дар нашему Владыке, Христу Богу».

Спустя некоторое время его жена действительно зачала и родила девочку, которую назвали Феодосиею, то есть «данною от Бога» и окрестили. По истечении сорока дней после рождения, мать взяла дочь и отнесла ее в храм святой Анастасии, воздавая благодарение Богу и святой мученице и обещая посвятить девочку в иноческий чин. Когда девочке исполнилось семь лет, умер ее отец; и мать, отвела ее в монастырь святой Анастасии и отдала ее для пострижения в монахини. Через три года умерла и мать Феодосии, оставив все имение свое дочери-инокине. Однако Феодосия, не захотела принимать эти богатства, а решила преподнести его во славу Бога и, призвав к себе золотых дел мастера, передала ему достаточное количество золота и серебра для скования трех икон: Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой мученицы Анастасии. Блаженная Феодосия поставила иконы в храме, всё же остальное имение свое раздала нищим, убогим, сиротам и вдовам, а сама в иноческой нищете продолжала служить Господу день и ночь.

В это время воцарился в Константинополе Лев III Исавр, первый византийский правитель-иконоборец, издавший приказ повсеместно уничтожить святые иконы и жестоко преследовавший верующих, не подчиняющихся его воле. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся «медными», а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 г. лжепатриарх Анастасий, поставленный на пост императором, приказал снять образ. Когда начальник отряда воинов, посланных разрушить образ, уже приставил к воротам лестницу и начал подниматься по ней с топором в руках, — его случайно увидели некоторые благочестивые женщины и инокини, в числе которых была и Феодосия. Разжегшись ревностью по иконе Христовой и побуждаемые инокинею, женщины побежали к лестнице и опрокинули ее на землю; вместе с тем они низвергли и воина того, который, упав с высоты, весьма расшибся. Они же, влача его по земле, били до тех пор, пока он не умер. Затем с поспешностью они пошли к патриарху Анастасию и начали поносить нечестие его: они укоряли его, как волка, хищника, еретика и врага Церкви Христовой; потом начали метать в него камнями. Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся Льва Исавра. По приказу последнего воины перебили всех инокинь, а преподобномученицу Феодосию как самую ревностную защитницу икон заключили в темницу. В течение недели ей каждый день наносили по сто ударов, а на восьмой день повели вдоль города, жестоко избивая по пути. Один из воинов начал бить инокиню сильнее и нанес ей смертельную рану, от которой Феодосия тотчас скончалась.

Тело святой, брошенное на землю, было с благоговением погребено христианами в монастыре Диокритис в Константинополе. Место погребения Феодосии прославилось многочисленными исцелениями больных. Сохранились сведения о чудесах от мощей святой мученицы, записанные великим логофетом (хранителем патриаршей печати) Константином, жившим в ХIII в. Один юноша из Фригии, лишившийся употребления ног, получил совершенное исцеление после того как был принесен ко гробу святой мученицы; другой юноша, упавший с коня и лишившийся рассудка, мгновенно исцелел, после того как был принесен ко гробу святой Феодосии и помазан здесь елеем от лампады; сам Константин логофет говорит о себе, что он сильно страдал болезнью в ногах, которой не могли вылечить лучшие врачи; но, прибегнув к святой мученице, получил полное исцеление. Константин логофет в своем сказании замечает, что чудеса, сотворенные святою Феодосиею, неисчислимы.

[К содержанию]

Источники и литература:

 

Память святой мученицы Феодосии // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

Страдание святой преподобномученицы Феодосии // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

Феодосия Константинопольская // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Феодосия Тирская // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Феодосия Тирская // Яков Кротов. Словарь святых.