В русском крестьянском сознании 29 мая (11 июня), посвященное памяти двух святых – святой мученицы Феодосии Тирской и святой девы, преподобномученицы Феодосии Константинопольской, стало днем Федосьи-колосяницы (Федосьи колосивой, Федосьи-гречушницы).

По народным приметам к этому дню начинает «рожь колоситься», «выметывается колос» – «Федосьи-девицы, дак рожь на трубицы, начнет колоситься», «Пришла Федосья – во ржи колосья!».

Чтобы осмотреть всходы, крестьяне отправлялись в поля: «На Федосью ходили в поле смотреть всходы». По появившимся росткам в Тамбовской губернии старались угадать будущую стоимость хлеба: «если рожь начинает цвести снизу – будет низкая цена, если с середины – средняя, если сверху – высокая». Если же выдавался тощий колос, корили святую Федосью: «Нет тебе дела, Федосья, обирать чужие колосья». Ибо известно было: «У кого колос, у того и голос».

Существовали и другие приметы: «Колосится рожь – много грибов найдешь», «Не будет за полем – не будет и в поле: не будет урожая грибов и ягод – не будет и хлеба». Тем не менее даже хорошим побегам заранее предпочитали не радоваться: «Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй», «Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре», «Всходы – еще не хлеб».

В день Федосьи-колосяницы молодежь участвовала в обряда величания ржи: катались по всходам ржи, приговаривая: «Расти, расти, трава к лесу, а рожь к овину!».

Девушки водили хороводы – «танки» – и пели:

Ржица-матушка колосилася.
Во ржи свинушка поросилася.
Семьдесят поросят, да все свиночки,
Все свиночки, да все пестренькие,
Хвостики у них востренькие".

Дети вторили молодежи:

Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рос,
Чтоб до небес дорос.
Матушка-рожь
Чтоб встала стеной сплошь!

С началом колошения хлебов изменялись игры и забавы молодежи. С этого дня им разрешалось скакать на досках, самом простом виде качелей. До дня Федосьи земля считалась тяжелой, этим и объясняется запрет на прыганье и скакание, бытовавший до этого времени.

Кроме того в этот день существовал обычай подкармливать скот печеным хлебом, считалось, что от этого скотина будет лучше плодиться.

Во Владимирской губернии с Федосьи начинали сеять гречу, отсюда и другое ее имя «гречушница».

В некоторых регионах России день Феодосии считался несчастливым, про него говорили: «Федосья всех понедельников стоит». Суеверие бросало тень на последующие сутки: «За Федосьей Исаакий, выползает из нор гад всякий».


Источники и литература:


Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Полуянов И. Деревенские святцы по устным народным календарям. М., 1998.

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1999. Ч. VI, VII.

Федосья-колосяница на сайте Российского этнографического музея.