Искаженное название праздника «Сретения Господня» в русском крестьянском календаре.

 

В России Сретение не чтилось как большое торжество; в этот день мало где совершались обряды, соотносящиеся с христианским значением Сретения. В некоторых местах Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». В северо-западных губерниях, граничащих с Белоруссией, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения. Эти свечи назывались громницами и дали здесь одноименное название празднику. Обряд освящения свечей на сретенской службе связан с католической традицией и восходит к древнему обычаю Римской Церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретенья. У русских в северо-западных областях и белорусов с зажженной громницей возвращались из церкви и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения хлеба и свечи вокруг стола. Свечам-громницам в народе приписывалась магическая способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу. Сретенскую свечу давали также в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу. Крестьяне западнорусского края в праздник Сретенья поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли.

Широко этот день праздновался в тех селах, где была церковь Сретения Господня и считался престольным праздником, справлялся с размахом, как и все храмовые праздники.

Несмотря на отсутствие широкого церковного празднования крестьяне тем не менее связывали этот день с проведением многочисленных и разнообразных ритуалов.

Так, накануне праздника Сретения Господня совершалось в деревнях заклинание мышей, которые к этому времени, истощив все свои скудные запасы, подбираются под скирды и начинают кормиться на крестьянский счет. Заклинание сопровождалось особой, освященною многовековой давностью обрядностью.

Кроме того в Сретенье, на склоне дня, незадолго до сумерек, деревенская детвора собиралась где-нибудь на пригорке, за околицей, и начинала заклинать солнышко, чтобы оно выглянуло «из-за горы» и показало этим, что зима, действительно, встретилась с весной. В средневолжских губерниях несколькими собирателями изустных памятников народного песнотворчества записана следующая детская песенка:

«Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко.
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую ягу,
Бабу ли ягу –
Ведьму зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной бегла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла,
Сама оступилась,
Под гору покатилась,
Встретила весну –
Солнцеву сестру»...

Если заклинаемое «солнышко» и в самом деле выглянет перед закатом, то гурьба ребят приносила в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы, иные обстоятельства предвещали сильные «власьевские» (11-го февраля) морозы.

 

Приметы дня


В традиционном сознании название праздника связывалось с представлением о том, что в этот день в этот день зима дает последний бой молодой весне – «В Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего усердия только потеет»; «Зима с летом встретилась и с дороги не воротит, а лето ее в зубы колотит: зубы трещат, ребятишки, их собирая, пищат»

В южных краях говорили: «Покров не лето, Сретенье не зима», на севере рассматривали этот день как знаменье ухода полярной ночи: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз».

«Пришел месяц-бокогрей,
Землю-матушку не грел –
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозычу...
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай –
Что за тридевять земель,
Да за тридесять морей!
Там твое хозяйство
Ждет тебя – заброшено,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!»,

поется в одной из старинных простонародных песен.

Осмысление дня Сретенья как календарного рубежа обусловило приуроченье к нему большого количества земледельческих примет.

Так, считалось, что если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звездами, то и зима еще не скоро «зачнет плакать», и что весна зацветет на Руси позднее обыкновенного. Однако большинство примет о погоде связано с самым Сретеньевым днем. В «Народном дневнике» Сахарова говорится, например, что в Тульской губернии, после сретенских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме. Оттепель, случающаяся в этот день, служит, по местному поверью, предвестницею «худой и гнилой весны». Костромичи-крестьяне не вполне соглашаются с туляками относительно влияния сретенской оттепели на предстоящую весну: они говорят, что, если на Сретеньев день «от воробья стена мокра», — будет только ранняя весна. Рязанцы, уверяющие, что «всегда на Сретенье зима с летом встречается», наблюдая идущий на этот праздник снег, замечают коротко, но довольно определенно: «На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок!» (т.е. – весна будет мокрая). Если же в этот день метет снежная заметь, они прибавляют к только что приведенному другое присловье: «Коли на Сретенье метель дорогу переймет, то корма подберет» (т.е. осень будет поздняя, и корма для животины не хватит).

По погоде на Сретение делались предсказания на урожай пшеницы («Капель – пшеница будет добра», «Утром снег – урожай ранних хлебов, снег в полдень – средних, к вечеру снег — поздних»); тихая и ясная погода предвещала хороший лен. Верили, что ветер в Сретение отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени идти в сад и трясти руками фруктовые деревья. В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были нoски. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в Сретенье кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

 

Источники и литература:

 

Антология - Сретение Господне.

Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Полуянов И. Деревенские святцы по устным народным календарям. М... 1998.

Рубан Ю.И. Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования). СПб., 1994.

Сретение Господне на сайте Русского этнографического музея.

Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб., 2004.