Одним из дней религиозного православного месяцеслова нашедшим свое место и в народном календаре многих народов — русских, украинцев, сербов, болгар, черногорцев, румын и др., является день памяти сорока мучеников Севастийских, отмечаемый 9 / 22 марта.

В разных странах этот день имеет различные наименования: на Балканах его называют «мученици», «свети», «40 маченици», «40 мученика», «свети читириjсе», «младенце»; в восточной Болгарии — «светo четиресе», «сто четиресе», «свето четuредесте», в западной Болгарии — «младенцы»; в Румынии — «старцы», в России — «сороки», «сорока святых», «сорок мучельников».

Содержание:
1.День сорока мучеников Севастийских на Балканах
2. Народный праздник Младенци в Болгарии
3. Особенности празднования в Румынии
4. Русские «Сороки»
5. Источники и литература

 

 

День сорока мучеников Севастийских на Балканах


День 22 марта, по церковному календарю посвященный дню памяти сорока мученикам Севастийским, считался праздничным у разных народов Балканского полуострова: к сербов, черногорцев и македонцев (интересно, что его отмечали и мусульмане южнославянского происхождения в Македонии). В некоторых регионах (например, в Скопской Черногории) его даже считали началом нового года.

Основной посыл данного праздник был связан с аграрно-продуцирующей магией; считалось, что определенные обрядовые действия, совершенные в этот день, могут помочь как любой семье и повлиять на появление детей, так и целой общине и способствовать будущему хорошему урожаю.

В этот день в каждом доме пекли по 40 маленьких калачей разной формы, смазанных медом и украшенных изображениями веток кизила, ткацкого челнока. Это печение наделяли чудодейственным свойством содействовать при деторождении.

Бытовало поверье, что съеденные в этот день 40 зерен вареной пшеницы, мед, вареная крапива, цветки кизила, чеснок, а также выпитые 40 рюмок водки или вина и посеянные 40 корней принесут здоровье, счастье и хороший урожай. С этой же целью также жгли  костры и  перепрыгивали через них, а детей переносили и мазали лица сажей, окуривали скот. А для увеличения приплода скота в ряде областей — Лесковацкая Морава (Сербия), пекли лепешки для пастухов и часть их давали скоту.

В Сербии, особенно в восточной ее части, был распространен обычай жечь большие общесельские костры — «рана», «ранило», у которых веселилась молодежь. На рассвете с песнями все шли за вербой или за кизилом. Девушки украшали себя ветками вербы, опоясывались ими, хлестали друг друга веточками, произнося различные пожелания. На двери домов вешали крапиву (например, в Гевгелии). Для того, чтобы посевы были высокими и вырос хороший урожай, молодежь качалась на качелях.

В этом празднике сохранились также и пережитки семейно-родового культа; молодые невестки посещали в этот день родительский дом (Лесковацкая Морава). В некоторых областях Сербии как в сельской местности, так и в городах распространен обычай дарить в день памяти сорока мучеников Севастийских подарки молодым, вступившим в брак в истекшем году.

[К содержанию]

Народный праздник Младенци в Болгарии


День памяти сорока мучеников Севастийских связывают с рядом практик, которые относятся к наиболее важным датам весеннего календаря болгарина – ритуалами по встрече Бабушки Марты 1 марта и в связи с Благовещением 25 марта. В марте природа просыпается после зимней спячки, это период царствования красоты и молодости. Кроме того, по старинному календарю этот православных праздник совпадает с днем весеннего равноденствия – 22 марта. Поэтому многие верования и обряды связаны с солнцем. Считалось, что в этот день солнце поворачивается к лету, сходит с неба и втыкает в землю 40 раскаленных вертелов. Земля согревается и к начинают пробуждаться посевы.Болгары верили, что в ночь на праздник верхушка каждого растения изгибается, чтобы поцеловать корни и с этой поры начинается активный процесс роста.

Но от зимней спячки освобождается не только земля и посевы. В Болгарии считалось, что  в этот день Господь наносит 40 ударов дубиной и змеи просыпаются и поворачиваются на другую сторону, но все еще не выползают из своих убежищ, а дожидаются Благовещения. Чтобы не разводилось слишком много змей, в День сорока мучеников Севастийских болгары соблюдают ряд запретов. Так, змею в этот день (так же как и в некоторые другие, посвященные ей дни) нельзя было, по поверью, называть используя слово «змея» (то есть она было табуирована), но разрешалось как-то называть как-то иначе, используя различные эвфемизмы (например, слово «гадина»). По другому запрету следовало прятать все красное. Как и 1-го марта в день Бабушки Марты, на Младенци разводят костры, а потом перепрыгивают через них; а дома трижды обходят с горящей головней в руках. Различные обрядовые запреты в эти дни направлены были к одной цели — защитить человека  от опасной встречи со змеей.

В этот праздник разводят костры и как часть другого специального ритуала. В Северо-Западной Болгарии девицы, которым уже надо выходить замуж, рано-рано выходили за пределы села. Они разжигали костры на холмах и встречали восход солнца в полном молчании. Затем пели песни, которыми призывали лес и всю живую природу развиваться.

Похожий ритуал был засвидетельствован и в Юго-Восточной Болгарии (Хасковский округ). В нем участвовали только девушки, достигшие уже брачного возраста, которым предстояло лазаровать. В праздничных одеждах они в сопровождении девушки-воеводы, избранной главой лазарок в минувшем году, выходили из села. Разделившись на группы соответственно возрасту, девушки начинали петь. Обойдя поле, он направлялись к сельской мельнице, где хозяйка к этому времени уже специально для них приготовила обрядовый хлеб (питу) с запеченной в него серебряной монетой. Мельничиха разламывала хлеб и раздавала кусочки его девушкам, и та, которой попадалась монета, становилась воеводой на следующем лазаровании. После этого девушки направлялись к реке, где встречались с парнями и вместе с ними плясали в хороводе, и, наконец, возвращались в село.

Помимо это молодым девушкам полагалось в этот день посадить цветок, так как считалось, что он обязательно вырастет красивым. Также девушкам полагалось в волосы вплести цветок, поскольку его аромат будет опьянять, как молодых, так и пожилых.

Эти обычаи связаны, с одной стороны, с сырными заговенами и молодежными забавами, а с другой — с лазарованием.

В день Святых севастийских мучеников большую роль играла разнообразная ритуальная еда. Среди обязательных атрибутов праздника – обрядовый хлеб, который, как и в старь, так и в настоящее время, украшается крестом и цветком, являющимися символом Божьей силы и молодости. Ломоть этого хлеба обязательно относили крестному отцу, бабке-повитухе и родителям.

Кроме того в этот день  рано утром пожилые женщины начинают выпекать по 40 особых хлебцев, смазанных медом. В некоторых районах Болгарии эти обрядовые хлебцы называют «младенцы». Когда-то верили, что они оберегают от такой болезни, как оспа, которую в народных сказках и легендах обычно представляют в образе пожилой женщины. Ее зовут «Баба Шарка» (или «Бабушка Оспа»), а хлебцы мазали медом, чтобы они показались ей еще вкуснее и она оставила бы детей в покое. Помимо хлебцев часто выпекали и 40 бубликов, которые раздавали детям. А дети, должны были катить их и произносить многократно: «Катись зима, прикатись весна».

В целом же праздничная трапеза в день сорока мучеников связана с символикой числа 40 (В Библии число 40 встречается как символ наказания, но также и как благословление. Потоп длился 40 дней и 40 ночей, Моисей разговаривал с Господом 40 дней, Иисус постился в пустыне 40 дней, а также воскрес на 40-ой день). Каждому в это праздник полагается съесть и выпить 40 видов яств и напитков, а на стол кладут 40 голубцов, 40 оливок, 40 икринок, варят 40 улиток. Кроме того, по традиции, в день младенцев сажают 40 семян, девицы приносят из лесу по 40 хворостинок, а во время молитвы поклоняются сорок раз.

В этот день раздавали хлебцы за здоровье не только родственникам и друзьями, но также и домашним животным. В Болгарии полагают, что волы опоясаны сорока поясами, придающими им силу, но 9 марта они их сбрасывают, поэтому в этот день они особо уязвимыми и их нельзя запрягать, иначе они могут умереть.

Все многочисленные действия и ритуалы, совершаемые в этот день, призваны были содействовать здоровью и плодородию земли, растений, скота и, конечно же, людей.

[К содержанию]

Особенности празднования в Румынии


В Румынии сорок мучеников Севастийских (Mucenici) также еще называли "старцы". В  многочисленных легендах, они предстают своеобразными добрыми духами, приносящими тепло и помогающими в пахоте и посеве.

В этот день, чтобы обезопасить себя от болезней, не полагалось (особенно женщинам) выполнять тяжелых работ. Однако румыны считали, что следует обязательно посеять чеснок и лук, высадить капустную рассаду, поскольку полагали что в таком случае они уродятся сам-шёст, или даже сам-сорок и не будут гнить, так как их защитят мученики, которые в свой праздник бьют колотушками по земле и выпускают из нее холод, давая дорогу теплу. Перед началом посадки женщины били 40 поклонов, пекли 40 калачиков и печенье — сфынцишорь, имеющих антропоморфную форму или форму голубя, пчелы. На каждое из таких печений ставили по свече и раздавали.

Для того чтобы обезопасить фруктовые деревья от вредителей, в этот день их обертывали соломой или посыпали золой от очага; еще в этот день чистили ульи. В Мунтении собирали весь мусор и сжигали его посреди двора или на специальной площадке перед ним. Пастухи прыгали через этот костер, стараясь, чтобы дым от него окурил их одежду. Кроме того в день сорока мучеников зажигали тряпку и окуривали дом и все хозяйственные постройки, чтобы защитить людей и животных от змей, которые, по поверью, именно в этот день пробуждались от зимней спячки.

По погоде в данный праздник старались сделать прогноз на будущий урожай. Считалось, что если в этот день изморозь, то осень будет хорошей и можно не опасаться за урожай кукурузы; однако если изморози не будет, то кукурузу следует посеять пораньше, чтобы успеть собрать до осенней непогоды. Кроме того в Румынии полагали, что какая погода будет в день сорока мучеников Севастийских, такая же будет и последующие сорок дней. Если в этот день ударит гром, то лето будет плодородным, а если он ударит накануне, то неурожайным и грозовым.

[К содержанию]

Русские «Сороки»


День памяти сорока мученикам Севастийским стал одним из любимых праздников в России. В народе говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется – равняется». Особое значение этой дате придавала ее близость к одной их ключевых точек календарного года – весеннему равноденствию.

По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавших в этот день с юга 40 птиц («вырии») – «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», первой из которых был жаворонок или кулик. «Сколько проталинок – столько и жаворонков!» – приговаривали деревенские погодоведы, или «Увидел скворца – весна у крыльца», на юге России существовала другая поговорка: «Прилетел кулик из-за моря принес воду (весну) из неволья». При этом, жаворонки, прилетевшие раньше дня Сорока мучеников по народным представлениям не означали наступление весны. В народе говорили: «они никудышные, прилетят и смерзнут, а уж тот, что на Сороки, тот настоящий». На чье поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. В большинстве русских губерний жаворонок занимал центральное место в обрядности встречи весны. Чтобы приблизить ее приход, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек – "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, с ними закликали весну.

В Сибири день Сорока мучеников считали исключительно «праздником баб и девок», которые, почитая его, не работали, в то время как мужики и парни продолжали выполнять повседневные нетяжелые работы. Возможно, это объясняется ведущей ролью женщин в обрядах встречи весны.

Чтобы окончательно прогнать зиму и обезопасить будущие всходы от нежданных заморозков, в некоторых местах в этот день закликали мороз. В Новгородской губернии так же, как и во многих других, каждая хозяйка пекла 40 «орехов» из ржаной и овсяной муки («сороки святые – колобаны золотые»), а потом на протяжении 40 дней по одному выбрасывала их на улицу с приговором: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся по добру, по здорову». По поверью, Мороз, получив хлебные шарики, уйдет, чтобы не мешать земледельцу выращивать хлеб.

40 шариков, испеченные из хлебного теста 9 марта, имели особое ритуальное значение и в других сферах крестьянского хозяйства. Чтобы куры неслись дома и не ходили по чужим дворам, 40 «яичек» из теста укладывали во дворе в 40 маленьких гнездышек. В некоторых южнорусских деревнях 40 шариков, называвшихся, как и сам праздник – «сороки», хранили до Егорьева дня, когда скармливали их скоту, выгоняемому в первый раз на луга. Также, чтобы обеспечить благополучие скота, в некоторых местах в Сороки давали животным кусочки специально испеченного пирога или «жаворонка». В Вятской губернии отсчет последних весенних заморозков соединился с ритуальным закармливанием скота. Здесь хозяйки на Сороки пекли по 40 маленьких пирожков из пресного теста, называемых «мушленники» или «мусленники», в память о сорока мучениках. С их помощью отсчитывали заморозки, в каждое морозное утро такой пирожок съедали или бросали скоту, при этом верили, если пирожки закончились, то заморозков больше не будет.

Хотя день Сорока мучеников часто считался началом весны, по народным приметам, он предвещал холода и заморозки. В некоторых местах бытовала легенда, что весенними утренниками наказали людей сорок праведников, замученных в Севастийском озере. «Сорок мучеников торят путь-дорогу сорока утренникам», «Сорок мучеников – сорок утренников», говорили крестьяне, полагая, что настоящее весеннее тепло наступит только через 40 дней. При этом смотрели, пройдут ли 40 утренних заморозков подряд, тогда ожидали теплое лето.

По погоде в этот день старались сделать прогнозы на будущий урожай. Так, например, считалось, что «если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо».

[К содержанию].

Источники и литература

 

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (Конец XIX — начало ХХ в.). Весенние праздники. М., 1977.

Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.

Младенци на сайте «Праздники у болгар. Легенды и предания».

Младенци на сайте «BNR Радио Болгария».

Сороки на сайте Российского этнографического музея.

Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб., 2004.