Кирик и Иулитта Тарсийские (Иконийские) – раннехристианские святые мученики; в православной церкви день их памяти установлен 15 / 28 июля, в католической церкви – 16 июня (хотя в некоторых странах он тоже отмечается 15 июля).

 

История

 

Святые Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области в эпоху правления императора Диоклетиана. Иулитта была христианкой знатного рода, «из рода бывших ранее римских царей»; не долго прожив в браке, она овдовела и одна воспитывала сына – Кирика.

В это время правителем Иконии был назначен Дометиан, начавший беспощадное преследование последователей Иисуса Христа. Иулитта, испугавшись, что в случае заключения, не перенесет жестоких пыток и отвергнет истинного Бога, решила бежать из города, оставив все свои имения, дома, рабов и богатства и взяв с собой только трехлетнего (в части источников западного происхождения – трехмесячного) Кирика и двух верных служанок.

Скрывая свое благородное происхождение, как нищая странница, она пряталась сначала в Селевкии, а затем в Торсе. Однако вскоре она была узнана и отправлена вместе с сыном на суд к правителю данной области Александру. Когда Иулитту попросили назваться, она ответила: «Мое имя, происхождение и отечество – это небесное Царство Христа моего!». Александр, разозленный таким признанием, велел отнять у нее ребенка, обнажить и беспощадно бить жесткими жилами.

Кирик, видя мучения матери, стал плакать и вырываться их рук стражников, держащих его. Правитель, чтобы унять встревоженного ребенка, приказал подвести его к себе, посадил на колени и стал утешать, гладя по голове и говоря ласковые слова. Но успокоить дитя не получалось, Кирик плакал и повторял: «Я христианин! Пусти меня к матери!», и пытаясь оторваться руками от Александра, он ногтями поцарапал лицо его. Разгневанный правитель, оттолкнул ребенка, кинул его на пол и ногой толкнув в бок, сбросил с высокого помоста, на котором находился трон. Кирик, падая по каменным ступеням, ударился головой об острые углы, и умер.

Иулитта же, жестоко и долго мучимая, стояла как столб бездушный и ничего другого не говорила как «Я христианка и не принесу жертвы бесам!». Когда ее перестали бить и подняли с земли, она увидела своего мертвого сына, она сказала: «Благодарю Тебя, Господ, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей».

После этого Александр велел повесит ее и железными зубьями бить тело ее и кипящей смолой поливать ее раны. Несмотря на сильные мучения, правитель так и не смог добиться от несчастной женщины отказа от веры в Христа, и приговорил ее к отсечении головы. Когда казнь была совершена тела мучеников были брошены за городом на съедение псам и зверям, но ночью верные служанки Иулитты нашли их и погребли. Произошло это около 305 года.

 

Культ святых в Европе


Согласно житийной традиции, одна из служанок святой дожила до времени правления Константина Великого, она показала другим христианам то место, где были погребены Кирик и Иулитта и рассказала об их страданиях. Святые мощи были вынуты из земли нетленными, исполненными благоухания и дающими больным исцеления. Позже мощи были перенесены в Константинополь, где в честь святых мучеников был устроен монастырь. По свидетельству паломников XII—XV веков мощи святых находились в храме Святой Софии, также в память о них недалеко от Иерусалима был воздвигнут храм.

По другой версии мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии осерский епископ Аматор и перенёс в Осер (Франция). Известно о нахождении частиц мощей в городах Невер (Франция) и Турне (Бельгия). Культ святых был довольно силен в средневековой Франции. Существует притча о Карле Великом, изложенная в «Золотой легенде», согласно которой французский монарх был спасен от смерти во время охоты на кабана, явившимся ему во сне ребенком, попросившим в награду одежду, которая закрыла бы его наготу. Этот сон был истолкован как просьба святого Кирика восстановить крушу посвященного ему собора.

Помимо Франции, почитание святых было распространено и в других европейских странах – Италии, Испании и Англии, где Кирику и Иулитте были посвящены храмы и часовни (некоторые из которых сохранились до нашего времени), а также названия отдельных населенных пунктов и местностей, чьими патронами они являлись. В католичестве святая Иулитта почитается как покровительница вдов.

Еще в раннее средневековье, вероятно из-за большого количества (более сорока) различных зачастую противоречащих друг другу источников, появились сомнения в реальности мученичества этих святых, хотя сам факт их существования никогда не отрицался.

 

Почитание святых в России

 

Святые Кирик и Иулитта с древности весьма почитались на Руси. Первый храм в честь святых мучеников был построен вблизи Ростова Великого. Им молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей.

 

Тропарь

Яко лоза благоплодная, Иулитто честная,
грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу,
сына твоего Кирика славнаго,
мучением того богатно украсивши
и твоею кровию навершивши,
тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних,
идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.


Кондак

В объятиих носящи христомученица Иулита Кирика, на подвизе мужески веселящися, взываше: Христос есть мучеников похвала.

 

 

Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте


О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Особенное значение имеют святые для старообрядцев (икона и житие святых мучеников присутствовали практически в каждом доме), считающих себя такими же гонимыми за веру. В старинных рукописных сборниках кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные святым мученикам. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в., описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда ребенок отвечает следующее: «Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его... Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси.». Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой святых в силу дарованной мученикам благодати и давало отпущение грехов.

В русской традиции день памяти Кирика и Иулитты считался серединой лета. Память о святых была закреплена в таких народных присловьях как «Кирик и Улита – двоица  свята», «Улита едет, да когда-то будет!», календарных приметах: «Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь», «Кирики-мокродырики», «Кириков день, да все мокро, он льет дождь», а также духовных стихах.

 

Источники и литература:

 

Иулитта Тарсийская, Кирик Тарсийский // Древо. Православная энциклопедия.

Кирик и Иулитта // Яков Кротов. Словарь святых.

Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Святые мученики Кирик и Иулитта.

Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

28 июля – память мучеников Кирика и Иулитты // Православная газета.