Народное название, отмечаемого 1/14 марта, дня памяти святой преподобномученицы Евдокии — (Авдокеи, Авдотья Каплюжница, Авдотья Подмочи порог, Авдотья Замочи подол, Авдотья Свистунья, Авдотья Весновка).

 

До 1492 г. в России церковь отмечала 1 марта как начало нового года. Обычай этот пришел в страну из Византии и восходил к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому что в этот день, по преданию, Бог сотворил мир, а во-вторых, – вследствии «округления чисел» Пасхи. Так же, как Рождество (25 декабря) являясь точкой отсчета христианской эры, было «округлено» церковью до 1 января, как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, также и переходящие числа Пасхи, были «округлены» до 1 марта.

В старину Евдокию в народе называли «Весенницей»/"Весновкой", так как считали, что она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод, которые по желанию выпускала на землю раньше или позже – «Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь». В древности этот день был большим праздником, который отмечался весело и торжественно: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды в домах, гулянье молодежи и взрослых на улицах.

Однако к XIX в. день Евдокии потерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмечаемым ни торжественной службой, ни запретом на работу.

Во многих местах его считали «бабим праздником», в который женщины-хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством святой.

Несмотря на произошедшие изменения в статусе и значении день святой Евдокии по-прежнему в народном сознании рассматривался как рубежный, отсчитывающий начало нового хозяйственного года. В этот день, например, заканчивались сроки зимних наймов на работу, и начинались наймы весенние, договаривались «с Евдокии до Егория», «с Евдокии до Петрова дня».

Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к полевым работам, поэтому об этом дне говорили: «Пришли Евдокеи, мужику (старику) затеи: соху точить, борону чинить». В селениях Беломорья, где источник благосостояния семей – зверобойный и рыбацкий промысел, присловие иное: «Пришли Евдокеи – рыбакам новые затеи». Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день «все подземные ключи закипают» и способствуют работе. Кроме того с Евдокеи довольно часто женщины брались за ткачество, занимаясь этим делом до посевных работ. Также в этот день высевали рассаду, так как считалось, что она не сможет пострадать от мороза.

Повсеместно праздник был известен под названием «Евдокия Плющиха» потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться, во многих местах распадаться на «плюшки»-делянки. «Авдотья-плющиха снег плющит!», – говорят в народе. Таяние снега и первые оттепели дали повод и к таким народным названиям праздника как «Евдокия Каплюжница», «Подмочи порог / замочи подол», «Евдокия-замочи подол, под порогом мокро».

С первого марта – первые весенние вихри крутятся, ветер начинает свистать, отчего Евдокею-плющиху и прозвали в некоторых местностях – «свистуньей».

Подмечая эти явления, крестьяне говорили: «Евдокия весну снаряжает». Для того чтобы приблизить наступление весны, кое-где в этот день начинали кликать весну.

 

Приметы дня


По погоде в день Евдокии Плющихи крестьяне судили какой будет предстоящая весна: «Евдокия красна – и весна красна».

Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше. Народное погодоведение занесло в свой неписанный дневник, что иногда «Евдокея встоячь собаку снегом заносит», что «Евдокия благоволит, да насорит» и «На Евдокию мороз прилучится, так и март на нос садится» (то есть неожиданно засыплет снегом и накажет возвращением зимних морозов).

И наоборот, если «у Евдокии вода», то «у Егория теплого трава». «Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся»; «Ни в марте воды, ни в апреле травы».

О времени наступления и о характере весны судили также по направлению ветра: «Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль прейдет и весна».

По погоде этого дня предсказывали и погоду на лето: «На Авдотью снег – к урожаю», «Если Евдокия с дождем, то быть лету мокрому», «На Плющиху погоже – все лето погоже», «На Евдокию теплый ветер – лето мокрое, сиверко – холодное». Вообще ясная, хорошая погода в этот день предвещала хороший урожай (например, «День Евдокеи красный – на огурцы и грузди», «Погода ясна – уродится рожь, и пшеница, и травы»).

 

Гадания


В некоторых местах хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде. В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище. Мужики же из леса приносили сучья и топили жарко печи, «чтобы весна была теплой», кроме того скидывали с кровли снег, а вечером примечали: если на крышах сосульки долгие, то и лен будет хороший, в особенности куделью. А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку.

Увидевшие в этот день ласточку, бросали в нее горсть земли, приговаривая при этом: «На тебе, ласточка», на гнездо!".

«С Евдокеи» – снег, по старинному поверью, приобретал особую, целительную, силу; старухи-знахарки собирали его в облюбованных местах по пригоркам, обогретым солнышком до проталин, и дают после, из тщательно сохраняемых ото всякого лихого глаза кувшинов, болящему сельскому люду, – на пользование против самых разнообразных недугов.

 

Источники и литература:


Евдокия – Плющиха на сайте Российского этнографического музея.

Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.

Преподобномученица Евдокия на сайте «Православие.ру».

Шангина И.И. Русские праздники: от святок до святок. СПб., 2004.