Христианский праздник, установленный в память совершения обряда обрезания над младенцем Иисусом.


В католицизме отмечается 1 января (по григорианскому календарю), в православии – либо также 1 января, либо 14 января (в зависимости от того каким календарем пользуется та или иная поместная Церковь); в армянской апостольской церкви в связи с тем, что Рождество Христово празднуется 6 января, день Обрезания Господня отмечается 13/26 января.

 

Содержание:
1. Обрезание Господне
1.1. Символическое значение события
2. История праздника
3. Праздник Обрезания Господня в котоличестве
4. Особенности празднования в православии
5. Источники и литература

 

Обрезание Господне


Согласно ветхозаветному закону, установленному в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками, на восьмой день после рождения над младенцем мужского пола следовало провести обряд обрезания. Не стал исключением и младенец Иисус, которой также принял обрезание. При совершении обряда ему было ему дано то имя, которое еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии было возвещено Архангелом Гавриилом – Иисус (Спаситель) (Лк.1, 26 – 33, Лк. 2, 21). Такое имя было дано младенцу,  ибо было предсказано именно ему, что именно «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). А святой апостол Петр свидетельствует о выборе имени такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).

[К содержанию]

Символическое значение


Обряд обрезания, который воспринял Иисус Христос, символически должен сообщать верующим несколько идей. Во-первых, совершив данный обряд Иисус являл пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Во-вторых, Господь принял плотское обрезание еще и для того, чтобы установить для людей новое духовное обрезание, то есть крещение, призванное избавить человека от грехов и страстей, не на плотском, а на внутреннем, духовном уровне. Обрезание Иисуса было только прообразом истинного очищения, а не самим истинным очищением, которое совершил Господь, взяв грех человеческий и пролив кровь свою в страданиях на кресте. Кроме того обрезание призвано было продемонстрировать действительно человеческую природу Иисуса. Ибо в рождении Господь принял на себя образ человека, по слову апостола Павла: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:7); в обрезании же Иисус Христос принял на Себя образ человека, образ грешника, и как грешник претерпевал боль, положенную за грех.

[К содержанию]

История праздника

Праздник Обрезания Господня, входящий в цикл господских праздников (то есть связанных воспоминаниями и прославлением событий из земной жизни Иисуса Христа, впервые упоминается в источниках, относящихся ко второй половине IV в. Это, например, поучения святого Амфилохия, епископа Иконийского; святого Григория Нисского; святого Амвросия Медиоланского (Миланского) и других. Кроме того праздник Обрезания Господа упоминается в беседе Максима, епископа Тавринского (Туринского) (V в.), в книге о круге года святого Григория Великого, епископа Римского (VI в.), в Лекционарии 546 года и в деяниях Турского собора 567 года. В VIII в. Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поминаемый Церковью в день этого события.

Однако начало совершения празднования следует отсчитывать с первых веков христианства. Скорее всего первоначально этот день рассматривался как особое антиязыческое празднование. 1 января в Риме был днем бога Януса (бога дверей и начатков). И христианское празднование Обрезания Господня, совпавшее с языческим торжеством, представляло собой особый праздник «против идолов» (по описаниям в некоторых Сакраментариях V в.) с соответствующими бдениями, постом, литаниями и т.д. (в память об этом в католической Франции первый день января вплоть до XV в. был днем покаяния и поста). «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы, — говорил святой Амвросий словами апостола Павла в день Обрезания, — боюсь за вас, не напрасно ли я у вас трудился. А наблюдает день и месяц тот, кто в сии дни не постился, и не приходил в Церковь; наблюдал день тот, кто вчера не приходил в Церковь, а ходил в собрание язычников. Итак, братия, со всем тщанием будем уклоняться забав и празднеств язычников и, когда они пируют и веселятся, будем целомудренны и постны, чтобы они научились умерять свою радость нашим воздержанием. И избегать должны мы не только сообщения с язычниками, но и с иудеями». «Для прекращения плотского и сладострастного веселия язычников, будем все, — говорит Августин в день Обрезания, — при помощи Божией поститься, исключая тех, которые не могут снести поста по слабости здоровья, и за тех жалких, которые настоящие дни нового года, по своему нечестивому обычаю, проводят в роскоши и невоздержании, будем всенародно умолять Бога». Этот пост продолжался в некоторых местах около трех дней, как видно из 17 правила второго Туронского Собора, бывшего в 567 году. В этом правиле говорится: «Поелику между праздниками Рождества Христова и Богоявления отправляются у язычников празднества, то во время их, три дня, должно поститься». Впрочем, из свидетельств Амвросия, Августина и из постановления Туронского Собора видно, что пост в честь Обрезания Господня установлен был преимущественно на Западе. В VI в., когда празднование январских календ у язычников и христиан почти прекратилось, праздник Обрезания Господня стали совершать христиане не в плаче и сетовании, но в веселии и радости, как прилично христианскому торжеству.

[К содержанию]

Праздник Обрезания Господня в католичестве

 

В календарь Западной Церкви праздник Обрезания Господня был введен в IX в. и стал завершать восьмидневный цикл (октаву) рождественских торжеств. Однако с течением времени это торжество претерпело серьезные изменения.

1 января Римская Церковь установила т.н. Марийный праздник – день Рождества (natale) Богородицы. Первоначально в этот день в базилике Святой Марии Большой (Santa Maria Maggiore) собирались жители Рима для того, чтобы прославить Деву Марию как Богородицу, отмечая тем самым ее особую роль в Божественном замысле Спасания и прося ее защиты и покровительства в новом году. Впоследствии традиция прославлять Богородицу в первый день Нового года распространилась у всех западных христиан и легла в основу праздника Торжества Пресвятой Богородицы (как одной из семи скорбей Девы Марии), который в настоящее время отмечается Западной Церковью 1 января, а Обрезанию Господню посвящается только воспоминание в общем контексте этого праздника.

Поскольку в VII в. в Риме были введены и другие Марийные праздники праздник Марии в восьмой день по Рождестве Христовом снова отступил на задний план и уступил место собственному чинопоследованию октавы. В Испании и Галлии в этот день закрепился праздник «Обрезания Господа», что в конце концов в Миссале 1570 г. привело к удвоению содержания и наименования дня, а именно: in circumcione Domini et octava Nativitatis.

После реформ литургического обновления 1-го января снова празднуется Марийный праздник — in octava Nativitatis Domini — Sollemnitas sanctae Dei genetricix Mariae. В настоящее время в Католической Церкви ( после 2-го Ватиканского собора) праздник Обрезания исключен из числа обязательных праздников месяцеслова.

Кроме того в Римской Церкви день Обрезания Господня является одновременно праздником Имени Иисусова. Это торжество было первоначально устновлено в Ордене францисканов бернардином и подтвержден в 1530 г. папой Климентом VII, который назначил праздновать этот день 14 января, а в 1721 г. папа Иннокентий XIII распространил это празднование по всей латинской Церкви. Таким образом, на Западе в память события в восьмой день после рождества Иисуса Христа образовались два праздника: 1 января – праздник Обрезания, 14 января – праздник имени Иисуса.

[К содержанию]

Особенности празднования в православии


На христианском Востоке праздник Обрезания Господня долго входил в число важнейших «Владычных праздников» (позднее названных «двунадесятыми»), наряду с Пасхой, Рождеством и другими. Только в первой половине XIV в. в списке двенадцати праздников византийского историка Никифора Каллиста этот праздник был заменен Успением Девы, первым собственно Богородичным двунадесятым праздником.

В современном русском православном календаре Обрезание Господне имеет статус «великого» праздника (как день Петра и Павла, Покров и др.) и совпадает с памятью святого Василия Великого (соединение двух празднеств произошло в IV в.).

Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день, богослужение же в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память святого Василия Великого.

Церковь в своих песнопениях говорит: «Плотское обрезание боговочеловечного Слова и память Василия Великого почитаем. Сугуб праздник днесь Обрезания, яко младенца Владыки, явльшагося на земли, и память раба мудра и треблаженна».

На всенощном бдении в честь обрезания и наименования Господа Иисусом Церковь произносит в трех паремиях: в первой о наречении Авраама и об установлении и значении обрезания (Быт. 17, 1 – 27), во второй (Притч. 8, 22 – 30) и третьей (Притч. 10, 31; 11, 1 – 2, 3 – 12) о воплощенной премудрости Божией, т. е. о воплощенном Сыне Божием.

 

Тропарь, глас 1:

На престоле огнезрачном в вышних седяй со Отцем безначальным, и божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от отроковицы, неискусомцжныя Твоея Матере Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету: слава смотрению Твоему: слава снизхождению Твоему, Едине человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения яко благ обрезует: дает спасение днесь миру. Радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный божественный таинник Христов Василий.

[К содержанию]

Источники и литература:


Кунцлер М. Литургия Церкви. Т. III. М., 2001.

Обрезание Господне // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Обрезание Господне // Краткая церковная энциклопедия.

Слово на Обрезание Христово // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.