В русском аграрном календаре день святой Мариамны, отмечаемый 17 февраля (1 / 2 марта) наложился на остатки архаических верований в нечистую силу и превратился в День Меремьяны-кикиморы или Маремьяны праведной.

Имя Кикиморы (Шишимора) возможно происходит от сочетания простонародного «шиш» – «домовой», «бес», «шишко»– нечистый дух", «шишиган» – «домовой», «злой дух», «праздношатающийся человек», «шатун» (или как вариант от древнего балто-славянского корня кик-/кык-/кук, который имеет значение горбатости, скрюченности), а также «мара» / «мора» – «демонический дух», «смерть». Образ этого духа в разных регионах страны виделся по-разному: она представлялась и как хозяйка избы, и как жена домового или лешего, и как уродливая старуха маленького роста, и как девочки с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами, как умерший некрещеным младенец (или ребенок, которого прокляли родители), и как души умерших предков.

Согласно одному из преданий, кикимора появлялась в тех домах, чьи хозяева недоплатили или как-то иначе обидели строителей дома. Также часто считалось, что она поселяется в домах, построенных на «плохом» месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник; где был убит или умер ребенок, или же где похоронено тело ребенка. Однако «домом» этого духа могли стать также и баня, хлев, гумно, курятник, любое пустое строение и даже, по мнению жителей Самарской губернии, кабак.

В каком бы виде кикиморы не показывались – чаще всего это злые, обидчивые и вредные существа. Они сидят за печью и стучат, свистят, шепчут, мешают спать, вырывают у людей волосы, кидаются в прохожих кирпичами, из погреба бросались в хозяев луком, с печи скидывают шубы и подушки, вредят по мелочам – бьют посуду, роняют приборы, пачкают утварь. В хлеву кикимора может остричь у овец шерсть и сделать из нее постель животным, может мучить скотину, загонять лошадей.

Считалось, что кого невзлюбит кикимора – из той избы всех выгонит. По ночам они прядут пряжу, оставленную нерадивыми хозяйками и жгут, рвут и запутывают ее, поэтому, например, в Олонецкой губернии ни одна баба не покидала своей пряслицы без охранной молитвы. На Русском Севере полагали, что в том доме, где кикимора начинает прясть, быть покойнику. При этом в насмешку над ленивыми девушками говорили такую присказку «Спи, девушка: кикимора за тебя спрядет, а мать выткет». Согласно другой пословицы «От кикиморы рубахи не дождешься», так как все что дух делает – прядет или шьет, все разваливается. Кикимора ненавидит ленивых хозяек: она щекочет малых ребят так, что те целые ночи ревут, пугает подростков, высовывая свою голову с блестящими, навыкате глазами и с козьими рожками, и вообще всячески вредит. И в такой ситуации у несчастной женщины был только один путь – бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и перемыть все горшки и кринки, так как кикимора очень любит папоротник и за такое угождение может оставить в покое. При всем при этом избавиться от кикиморы зачастую бывает не так просто: для этого в день Герасима Грачевника хозяева избы специально приглашали знахаря, который, творя специальные заклинания обходил всю избу.

Однако кикимора может и помочь хозяевам, она выходит из-за печи или подполья и плачем предупреждает их о надвигающейся беде (например, предсказать смерть домочадца). Также она может отвечать стуком на заданные ей вопросы. Умелым и старательным хозяйкам она даже покровительствует: убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки и оказывает разные другие услуги по хозяйству, так что при ее содействии и тесто хорошо взойдет, и пироги будут хорошо выпечены и пр.

О погоде в этот день говорили: «Вздел Ярило зиму на вилы», «После Крещения цыган шубу продает, а морозов жди на Афанасия-пучеглаза, на Федора-тирана и Меремьяну-Кикимору».

 

Источники и литература:

 

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Том 2.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2000.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989