Одной из популярных забав на Масленицу было «взятие крепости (городка)» – масленичного столба.


Устройство

 

«…на открытом месте близ деревни, в особенности на озерах и реках, ставится перпендикулярно слега вышиной от 3 до 5 сажень. Верхний конец… обливается холодной водой, а иногда обмазывается свиным салом. На самой верхушке привязывается бутылка вина или платок, а иногда петух или поросенок. К этим „городкам“ в последний день Масленица собирается очень много крестьян, являются также охотники взять город, то есть подняться на верхний край слеги и достать привязанный там приз».

Иногда для создания «крепости» вместо столбов вкапывали довольно тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, нисколько не умеряло пыла желающих соревноваться в силе и ловкости парней и мужиков.

Правила соревнования были довольно жесткими и никакие уловки не допускались. Победителя, которому все-таки удавалось благополучно преодолеть все препятствия и получить приз (отрезы ткани, домашнюю птицу или животных, сапоги и т.п. ), так же как и при взятии ледяного городка купали в снегу и натирали им.

 

Символика


Покорение масленичного столба, равно как и вообще залезание на вершину шеста, жерди, слеги или дерева, имело в прошлом сложное символическое значение и принадлежало к числу обрядов посвящения.

Одним из универсальных символов человечества является мировое дерево. Наряду с ежегодным воссозданием и обновлением мира, совершавшимся в ходе принесения жертвы у мирового дерева, его образ воплощал собой традиционные представления о непрерывном воспроизведении жизни в мире людей. По этой причине, как пишет Н.С. Коровина, движение по вертикальной оси вверх до рубежа верхнего мира и обратный спуск до рубежа среднего мира можно рассматривать как временную смерть посвящаемого и его воскрешение.

Преодоление препятствий молодым мужчиной во время подъема по масленичному столбу, а также получение им приза (привнесенного при этом из верхнего мира) вполне может рассматриваться как оживление неких глубинных архетипов сознания и реализации давно исчезнувших обрядов мужской инициации.

 

Современные традиции


В современной России «взятие крепости-столба» является одним из наиболее распространенных элементов сценария проведения праздника «Русской Зимы» или Масленицы. С давних времен эта игра претерпела небольшие изменения. В редких случаях на вершину столба теперь крепятся сами призы, чаще всего участникам данного соревнования необходимо достать сверху лишь символы призов (металлических петушков, валенки, лотерейные билеты, мешочки с подарками), которые позже «материализуются» в конкретные вещи, в торжественной обстановке преподносимые организаторами праздника.

Обычно в погоне за подарками у масленичных столбов выстраиваются настоящие очереди. Кто-то пытается подняться на столб с помощью друзей, вставая им на плечи (однако подобные ухищрения чаще всего признаются нарушением правил), кто-то покоряет вершину столба надеясь только на свою силу и ловкость. Чтобы не соскользнуть вниз, опытные участники соревнований, перед тем как подойти к столбу, раздеваются до трусов и поливаются водой. Наиболее дальновидные верхолазы при этом заранее запасают не обычную, а подслащенную воду и обливаются ею для того, чтобы их тело прилипало к столбу. Со стороны действо у столба выглядит очень оригинально и производит невероятное впечатление.

 

Источники и литература:


“Взятие снежного городка” на сайте Русского этнографического музея;

Гончаров Ю.М. Городские праздники в Западной Сибири в середине XIX – начале ХХ века // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (история, археология, этнология). 2004. Вып. 4;

Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX – начало ХХ века. Новосибирск, 2004.