Мария Египетская (лат. Maria Aegyptica; Мария Египтяныня – в старообрядческом написании) – христианская святая, которая почитается в православной (день памяти 1 (14 апреля) и в пятую неделю Великого поста), католической (день памяти – 3 апреля), а также в англиканской церквях (хотя отдельного дня ее памяти в религиозном календаре не выделяется).

 

История


Мария родилась в Египте в середине V века. Когда девочке было двенадцать лет, она покинула отчий дом, и уйдя в Александрию, стала блудницей. Более семнадцати лет она, как позже сама Мария поведала старцу Зосиме, «совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого не хотела брать, но так рассудила, что даром больше будут приходить и удовлетворять похоть».

Однажды Мария увидела мужчин, направляющихся в Иерусалим для празднования Воздвижения Креста Господня. Она захотела присоединиться к ним, но не с благочестивыми мыслями, а так как полагала, что так «около нее будет множество людей, готовых к похоти». Соблазнив некоторых из пилигримов во время путешествия, блудница продолжила свои греховные дела и в Иерусалиме, обольщая также местных жителей и паломников из других стран.

В день праздника Мария вместе в верующими попыталась войти в церковь, однако какая-то сила удерживала ее, не давая попасть в храм божий. Осознав, что причиной этого является, «мерзость дел», совершенных ею, молодая женщина стала молиться перед иконой Пресвятой Богородицы, находившейся в притворе. Только после этого Мария смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Вернувшись в притвор, кающаяся грешница вновь обратилась к Деве Марии с просьбой научить ее как завершить спасение на пути покаяния. И тут женщина услышала голос, идущий откуда-то издалека: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное успокоение». Ободренная этими словами Мария покинула церковь.

По пути к реке кто-то дал три монеты, на которые она купила три хлеба. Уже вечером дойдя Иордана, Мария помолилась в церкви святого Иоанна Крестителя и омыла в реке руки и лицо, а после еще и приняла причастие. Следующим же утром, женщина переправилась на другой берег и удалилась в пустыню, где прожила 47 лет в полном одиночестве, ни разу не видя ни человека, ни зверя.

Все годы уединения она провела в суровой аскезе (ела лишь остатки трех окаменевших хлебов, взятых в пустыню, а после того как они закончились, питалась только растениями), постоянных страданиях, в борьбе с безумными страстями и искушениями прошлого Утешение и спасение она находила только в молитве Богородице, которая стала ее помощницей и небесной покровительницей. За годы скитания одежда кающейся грешницы истлела от ветхости, и она изнемогала летом от зноя, зимой – от холода. Однако никакие препятствия не могли сбить Марию с божественного пути: находясь в пустыне, она, несмотря на то, что никогда ранее не изучала христианские догматы, не занималась по священным книгам и не слышала церковного пения, смогла познать Слово Божие.

Единственным человеком, который увидел Марию после ее ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима, живший в Иорданском монастыре Иоанна Предтечи. Он был поражен ее знаниями священных текстов, даром прозорливости и святостью: в первую встречу во время молитвы он увидел ее как бы возвысившейся над землей на несколько локтей; во время второй встречи, когда Зосима причастил Марию, она смогла как по суше перейти реку Иордан.

Ровно через год после второй встречи с Марией Зосима отправился в пустыню, чтобы еще раз увидеть святую отшельницу. Однако найти он смог только тело святой, лежащее на песке с такой надписью в изголовье: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Тогда Зосима понимает, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шел 20 дней, и умерла. Не имея сил для того, чтобы вырыть могилу, он обращается ко подошедшему льву: «Великая подвижница повелела мне погрести ее тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках. Вернувшись в монастырь, старец рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовью почитать память преподобной и праздновать день ее преставления. Это было, приблизительно, в 521 / 522 году.

 

Житие


Согласно житийной традиции, земной путь Марии Египетской долгое время был известен только инокам того монастыря, в котором жил старец Зосима, они передавали общее поучение один другому, но письменно не излагали ее подвиг. Автором записи жития святой традиционно считается иерусалимский патриарх Софрония (634 – 644 гг.), однако по-видимому, данный текст ему не принадлежит. Канон святой написан известным византийским писателем и государственным деятелем Симеоном Метафрастом. В 692 г. святитель Андрей Критский (ок. 660 – 740 гг.) представил в Константинополе Вселенскому Собору свой Великий Покаянный канон вместе с житием святой Марии Египетской – образцом покаяния. В XIV в. перевод жития святой Марии Египетской распространился по Руси. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в свои знаменитые Четьи-Минеи.

Почитание святой

 

В католической традиции святая Мария – покровительница раскаявшихся блудниц, помогающая женщинам избавиться от соблазна греха. В православии почитание святой также опирается на идеи прощения греха и обновления через аскезу и духовные поиски.

С VIII в. устанавливается в византийской церкви одно из важнейших богослужений Великого поста – утреня четверга пятой седмицы, на которой полностью читают Великий Покаянный канон, дополненный тропарями в честь преподобной Марии и ее житием. В России эта служба, которая получила название «Мариино» или «Марьино» стояние, пользовалась особым почтением. Во время богослужения канон и житие святой Марии Египетской читали «с сокрушенным сердцем, творяще на кийждо тропарь метания три (три поклона перед каждым стихом)». Если учесть, что стихов в каноне было не менее 250, то общее число поклонов превышало 750. В XVI – XVII вв., когда совершались не поясные, а земные поклоны (то есть падали ниц на пол), длительность службы могла доходить до десяти часов. После реформы патриарха Никона земные поклоны заменили коленопреклоненными, а длительность службы сократилась до семи часов. Однако у старообрядцев традиции «Марьиного стояния» остаются неизменными до сих пор.

 

Тропарь, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. 

Кондак, глас 3
Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Кондак, глас 4
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце славная, пришла еси ко Христу: сего всенепорочную и святую матерь молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со Ангелы присно срадуешися.

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати Марие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва
Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь

 

Образ святой в культуре


Святая и ее необычный подвижнический путь послужили источником вдохновения для многих художников и поэтов, скульпторов и композиторов.

В XIII – XV вв. во Франции и в Испании, в 1845 г. в России Иваном Аксаковым были написаны стихотворные поэмы, посвященные Марии Египетской. Среди отражений образа святой в литературе можно также назвать финал «Фауста» Гёте (где Mария Египетская вместе с Марией Магдалиной и самаритянкой, в присутствии девы Марии и с участием Гретхен молит о прощении для Фауста). К образу святой обращался также и Райнер Мария Рильке, создавая свой цикл христианских стихотворений.

Интересно, что во многих европейских средневековых легендах сюжеты из жития Марии оказались перенесены на легенды о Марии Магдалене. Особенно сильно подобный перенос отразился на традиции изображения святой.

В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически отсутствуют, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины, рисуя ее по тем же сюжетам. Например, в итальянском городе Ассизи в в области Умбрия, в XIII в. был построен монастырский комплекс Сан Франческо. Там, в нижней базилике расположена капелла святой Марии Магдалины, расписанная в 1320-х гг. известным живописцем Джотто и его учениками. Практически весь фресковый цикл капеллы заимствует сюжеты из жития преподобной Марии Египетской, наделяя ими жизнь святой Марии Магдалины.

Обратная ситуация в иконописи: в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.

 

Храмы в честь святой


Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой, построенная на месте ее обращения.

В первой половине XIV в. королева Санчи Неаполитанская (Майоркская) устроила в Неаполе обитель для раскаявшихся падших женщин. Содержание монастыря, принявшего устав блаженного Августина, оплачивала королевская казна. Центром этой обители стала заложенная в 1342 г. архиепископом Гаспаре де Диано каменная церковь во имя святой Марии Египтяныни (Santa Maria Egiziaca a Forcello). В храме был помещен бюст преподобной с частицей ее мощей, привезенных из Иерусалима.

В России первые храмы, посвященные преподобной, начинают возводиться в XIV в. Одна из первых церквей была поставлена на Кучковом поле. Наибольшую известность получила церковь святой в московском Сретенском монастыре. На короткий промежуток времени в XVII в. эта церковь стала одной из наиболее важных в Москве, что было связано с браком царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, урожденной Милославской (1625–1669). Тезоименитной святой царицы была преподобная Мария Египетская, а единственным храмом преподобной в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. С 1648 г. празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 г. патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: «Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)». В 1651–1652 гг. Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора (эта икона стала своеобразным образцом для написания нового типа иконы, посвященной святой). С царицей связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны, вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 г. Именно в эту церковь 18 февраля 1707 г. был привнесен ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской, доставленный из Иерусалима думным дьяком Емельяном Украинцевым.

Церковь святой Марии Египетской пострадала от французов в 1812 г.: «По разорению неприятелем и за ветхостию иконостас не исправен. Утвари в оной церкви никакой не имеется. Также и придел Сретения Господня». После 1816 г. был сооружен новый иконостас, однако богослужение из-за ветхости храма опять было прекращено в 1832 г. и больше уже не возобновлялось. До революции силами энтузиастов предпринимались попытки реконструировать храм, однако, все они не были успешными. Уже в советское время 6 мая 1930 г. начался снос старинного храма.

Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской после принесения в Сретенскую обитель был помещен во Владимирский собор на самое видное место, перед самой почитаемой Владимирской иконой 1514 года местного ряда иконостаса, слева от царских врат: «При онем образе на аналогии мощи Марии Египетской стоят в серебряном ковчеге. На аналогии одежды голубого левинтину, обложены серебряным галуном», считалось, что святые мощи преподобной обладают особой, ограждающей от зла силой.

 

 

Источники и литература:


Антология: «Про Марию Египетскую» // Русские народные духовные стихи XI — XIX веков; «Мария Египетская» Райнер Мария Рильке. 

Житие Марии Египетской // Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Житие преподобной матери нашей Марии Египетской // Димитрий, митрополит Ростовский. Житие святых.

Мария Египетская // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Мария Египетская – сокровище пустыни // Православие и мир.

Молитвы преподобной Марии Египетской // Полный православный молитвослов.

Преподобная Мария Египетская // Православный календарь.

Романов Г. Святые мощи преподобной Марии Египетской в Сретенской обители Ч. 1., Ч. 2.

Святая Мария Египетская — иконы жития // Православие и мир.