Одним из наиболее любимых праздников татар и башкир является Сабантуй, праздник плуга или пашни, отмечавшийся до начала весеннего сева. В годы советской власти это народное торжество, подобно многим другим, использовалось для усиления агитации и пропаганды среди населения, так появился «осовеченный» праздник — «Красный Сабантуй».

Данное торжество было выбрано для усиленной агитационной деятельности неслучайно. В партийной инструкции по его организации и проведению в Самарской губернии в 1926 г. отмечалось, что «Сабан-туй» является самым распространенным народным праздником, где участвуют поголовно все татарское и башкирское население за исключением мулл, которые зачастую, в особенности в царское время препятствовали, не давали «фатва» по скольку праздник «Сабан-туй» являлся не религиозным праздником, а языческим. Но население нигде не считалось и не считается с ограничением мулл…". Таким образом, народная основа праздника, его противопоставленность религиозным мусульманским торжествам давала возможность использовать Сабантуй как для антирелигиозной пропаганды, так и для усиления общей советской агитации.

Однако для этого следовало несколько изменить праздник, привнести в него новые, советские, «красные» элементы и формы.

До революции Сабантуй не имел четко установленного дня празднования, его проведение зависело от погодных условий и степени готовности почвы к севу, тем не менее сам праздник обязательно устраивался до весенних полевых работ. Начиная же с 1920-х гг. время его проведения начинает постепенно смещаться. Это произошло потому что местные власти стали «привязывать» его либо к другому татарскому народному празднику — Джиену, либо как в Татарстане ко Дню республики (отмечаемому 25 июня). Все это привело к тому, что в советское время Сабантуй, как правило, стал праздноваться уже после проведения сельскохозяйственных работ. Кроме того праздник стали приурочивать и к другим советским торжествам (например, ко «Дню физкультурника»). 

«Осовечивание» затронуло также и идеологическую сторону праздника. Так, в обращении Арского кантонного исполкома 1924 г. по случаю Сабантуя его празднование называлось «великим делом — делом осуществления заветов Ильича — связи города с деревней»

Политизация праздника коснулась и его имени: не редко Сабантую давали новое, более соответствующее реалиям времени имя. Так, в 1932 г. праздник проводился под названием «Праздник труда и обороны». В новых условиях Сабантуй мог открываться митингом и собранием с чтением тематических докладов.

В духе времени народному торжеству стали придавать военно-спортивную направленность, вводя в программу празднования такие компоненты как смотр кавалерийских частей, выставки Осоавиахима, стрелковые состязания, прыжки с парашютом, походы в противогазах и пр.

Использовался праздник и в благотворительных целях. Так, средства, собранные в Казани на Сабантуе 1919 г., пошли на покупку подарков татарским воинам-фронтовикам, а в 1922 г. — в фонд комиссии помощи голодающим (Помгол) ТатЦИКа и для голодающего студенчества.

Несмотря на все изменения, и в начале 1920-х гг. праздник сохраняет некоторую организационную «автономию». И хотя, например в Татарстане, для его подготовки создавалась отдельная праздничная комиссия, куда делегировались представители ТатЦИК, она сохраняла и некоторые народные традиции. В частности, и в 1920-е гг. население избирало своего распорядителя Сабантуя — «хозяина». Неоднократно избирался на эту ответственную должность казанец с Озерной улицы, который весь город знал под именем «Сабантуй-Ибрая».

В 1920-30-е гг. Сабантуй продолжал оставаться любимым народным праздником и его проводили довольно регулярно. В 1933 г. для его празднования в Казани был построен новый майдан с воротами в «мавританском» стиле в Парке культуры и отдыха.

Но в 1933-35 гг. в Казани Сабантуй состоялся всего два раза, а с 1935 г. по 1940 г. праздник вообще не проводился. В 1940 г. народное торжество было приурочено к 20-летию Советской Татарии.

В 1950-60-х гг. традиции празднования Сабантуя снова возрождаются. Праздник значительно расширяет территорию своего присутствия, он становится по-настоящему интернациональным, теперь его праздновали не только поволжские татары или рядом с ними проживающие народы, праздник получил распространение практически по всей территории СССР. Не случайно, само слово «Сабантуй» постепенно стало тождественно слову «праздник», «веселому застолью, дружескому праздничному сборищу». Кроме того, теперь праздник все в меньшей степени были сковывается идеологическими оковами, он становится более свободным и раскрепощенным.

Как и прежде, кульминацией праздника было состязание всех желающих помериться силой, показать свою смелость, ловкость и смекалку. В программу праздника входили конные скачки и бег, иногда вело- и мотогонки. Наибольшей популярностью пользовались разнообразные виды национальных состязаний, например,  традиции борьбы на кушаках («куреш»).

Также во время Сабантуя проводились состязания певцов, чтецов, танцоров, молодежные хороводы

Сохранение праздника и свойственного ему праздничных традиций способствовало тому, что в настоящее время Сабантуй постепенно постепенно приобретает статус официального торжества (с 1990 г. Сабантуй вошел в список общереспуб­ликанских праздников республики Татарстан, в некоторых Москве и Санкт-Петербурге этот праздник объявлен общегородским, проводится и общефедеральный Сабантуй). Более того, праздник вышел далеко за пределы России. Ныне его отмечают во многих зарубежных странах, где проживают татары, в том числе в Беларуси, Латвии, Литве, Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане, Украине, Турции, Германии, Чехии, Австрии, Австралии, Канаде, Польше, Финляндии. Кроме того по инициативе Президента Татарстана М.Шаймиева национальный праздник Сабантуй выдвинут в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. 


Источники и литература:


Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX — ХХ вв.  Казань, 2008.

Малышева С.Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы 91917 — 1927 гг.). Казань. 2005.

Тульцева Л.А Современные праздники и обряды народов СССР. М., 1985.

Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2001.

Уразманова Р.К. Сабантуй // Татарский мир. 2003. № 10.

Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй — образ жизни народа. Научно-популярный очерк. Казань, 1997.