Ярким атрибутом светлого Христова Воскресенья являются крашенные яйца. Этот элемент праздника присутствует во многих культурах, обладая в каждой из них как общими, так и специфичными чертами.

 

Содержание:
1. История
2. Христианская традиция
3. Крашенные яйца
3.1. Виды
3.2. Цвета
3.3.Метаморфозы пасхального яйца
4. Праздничные традиции и обряды
4.1. Окраска
4.2. Первое яйцо
4.3. Освященное яйцо
4.4. Пасхальные ритуалы
5. Источники и литература

История


С древности яйцо рассматривалось как прообраз Вселенной. Многие мифологии хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни и обновления, как источником происхождения всего, что существует в мире.

Изначально яйцу придавалось магическое значение. Во многих могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). Например, при раскопках в этрусских гробницах были обнаружены резные и натуральные страусовые и куриные яйца (иногда даже раскрашенные). В Венгрии при исследовании аварских курганов не раз находили раскрашенную яичную скорлупу, а в Германии в детской могиле у Вормса были найдены крашенные яйца с рядом золотых монет, отчеканенными в 320 г.

Кроме того с давних времен яйцо – это символ весны, знак весеннего солнца, несущего в себе новую жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление ее от оков мороза и снега, – иными словами, перехода из небытия в бытие. Подобное отношение нашло отражение в верованиях, различных традициях, обрядах, ритуалах и праздниках египтян, персов, греков, римлян, многих других как европейских, так и азиатских народов.

Например, древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, подвешивали раскрашенные яйца в святилищах и храмах, подносили яйца благодетелям и друзьям, обменивались ими. А в Персии, в праздник нового солнечного года, отмечавшегося 20 марта, жители приветствовали друг друга окрашенными в разную краску яйцами. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце.

Плиний Старший писал, что римляне употребляли окрашенные яйца при различных игрищах, богослужебных обрядах и ритуалах, направленных на очищение от грехов. У древних римлян также был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо, что символически связывалось с успешным зачином нового дела. Плутарх изъяснял причины появления этих традиций тем, что яйцо – это представление, образ Творца всей природы, вседействующего и все в себе заключающего; оно, как и солнце, которое все оживляет и рождает.

Предполагается также, что обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. Якобы в день, когда он родился, одна из кур, принадлежавших его матери, снесла яйцо, отмеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 г. у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.

[К содержанию]

Христианская традиция


Христианская символика пасхального крашенного яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в христианстве она получает существенное смысловое дополнение: яйцо – это прежде всего символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью.

Появление традиции обмениваться крашенными яйцами в ознаменовании Пасхи чаще всего связывается с деяниями святой Марии Магдалины. После вознесения Христова для проповеди Евангелия она отправилась в Рим, где предстала перед императором Тиберием и возвестила ему о Воскресении Христа (334 г.). В ответ император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

По другому преданию капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на них и оставили следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Когда Христа сняли с креста и положили в гроб, верующие собрали Его слезы и поделили их между собой. Когда же пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы.

Интересно, что и русские народные предания связывали использование крашенных яиц в пасхальных обрядах с верой в то, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца.

Существует также легенда, говорящая, что Иисус Христос, будучи ребенком, любил кур, охотно играл с ними и кормил их. И Богоматерь, чтобы доставить ему удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила в качестве игрушек. Когда начался над Христом суд, Матерь Божия отправилась к Понтию Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные с величайшим искусством яйца. Она положила их в свой передник и, когда пала перед Пилатом ниц, умоляя о сыне, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету.

В другом сказании говорится следующее: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Первое письменное свидетельство об освящении крашеных яиц на Святую Пасху можно встретить в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х в., из библиотеки монастыря Святой Анастасии (Фессалоники, Греция). В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По рукописи «Номоканон Фотия» (XIII в.), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

[К содержанию]

Крашенные яйца


В большинстве стран окраской и расписыванием яиц занимаются женщины и молодые девушки. В Болгарии, в частности, красить яйца начинала обычно старшая женщина в доме, позднее, в пятницу Страстной недели к ней присоединялись молодухи и девушки.
На Балканах также обычно яйца красили женщины, однако в отдельных районах, например, в Прекмурье, с 1930-х гг. этим стали заниматься и мужчины. Интересно, что в здесь крашение яиц было настолько распространено, что встречалось даже у мусульман, которые или сами красили яйца (как например, в Черногорском Приморье), или охотно принимали их на Пасху в дар от христиан.

Как правило, изготовлению крашенных яиц посвящается один из дней Страстной недели (в России – это чаще всего Великий Четверг или Страстная суббота, которую из-за этого кое-где называли «Красильной» или «Красной»).

[К содержанию]

Виды


В зависимости от технологии изготовления выделяются несколько видов крашенных яиц:

  • окрашенные в один цвет (в России – это крашенки),
  • окрашенные в один доминирующий цвет, но с пятнами, полосками, крапинками другого цвета (крапанки),
  • окрашенные в несколько цветов,
  • «мраморные» яйца; для их изготовления в раствор краски добавляли растительное масло (распространены в Чехии)
  • «мраморные» яйца изготовляли и другим способом: уже сваренные горячие яйца специально обкладывали луковой шелухой (или травами), заворачивали в ткань и варили еще какое-то время в растворе с краской, добавив нее уксус.
  • сложный узор создавался также с помощью разноцветных лоскутков шелка, которыми обматывалось яйцо перед варкой.
  • в некоторых странах в обычаях было не только красить яйца, но и искусно их расписывать, применяя при этом различные материалы и технику: батик, гравировка, протравливание, аппликация, рельефные украшения, которые могли быть как природными (различные травы, листочки, цветы, солома, веточки и т.п. ), так и специально изготовленными.
  • раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами (писанки)

Писанки—это самый сложный способ раскрашивания яиц.

Наиболее популярны писанки у чехов, словаков, венгров, болгар, украинцев и у других народов.

Технология изготовления очень трудоемка: на сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца (или над пламенем газовой горелки, или над свечой). По мере того как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.

«Писались» яйца специальными цветными красками и специальными маленькими крючками из тонкой проволоки, которые обмакивали в растопленный воск. Расписанные таким образом яйца окрашивались в местах, не тронутых воском. Иногда на разноцветно окрашенные яйца наклеивали из золотистой или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения.

Использующийся для украшения пасхальных яиц орнамент имеет свои особенности не только в разных государствах, но даже варьируется по районам и областям внутри каждой страны. Чаще всего встречаются геометрические, растительные, зооморфные и стилизованные мотивы. Не редко на пасхальных яйцах изображаются картинки из реальной жизни, рисуются яркие цветы или птицы, пишутся имена, стихотворения и добрые пожелания.

[К содержанию]

Цвета


Пасхальные яйца могут быть окрашены практически в любые цвета, хотя предпочтения чаще всего отдается зеленому, желтому, оранжевому, фиолетовому как ассоциировавшихся с весной.

Любопытно, что у большинства народов не принято дарить на Пасху яйца окрашенные в черные или темные цвета, однако в Югославии в семьях, соблюдающих траур, изготовляли именно такие яйца – черные (в Боке Которской) или темные (сербы в Лепенице).

Самым же любимым цветом для пасхальных яиц является красный. В Румынии все яйца, несмотря на цвет их окраски, называют ой рошь («красные яйца»).

Традиция использования красного цвета для окраски пасхальных яиц так или иначе связывается с распятием и воскресением Иисуса Христа. В частности в России (Белозерский район Вологодской области) яйца красили в красный цвет в воспоминание о страстях Христовых. В народе говорили, что яйцо « кровяное, когда Иисуса Христа распинали, было много крови», а в вологодских деревнях существовало даже убеждение, что сам Христос завещал красить яйца в красный цвет.

При окраске яиц использовались самые различные материалы. Наиболее распространенным является применение при крашении «лукового пера» (кожура, шелуха лука), придающая яйцам (в зависимости от времени варки) красивый цвет, варьирующийся от светло охристого до ярко красного и бурого.

Для получения других цветов кроме того для окраски применяли скорлупу зеленого ореха, кожицу дикого яблока или груши, цветы фиалки, листья шпината и репейника, можжевельник и другую зелень, чернильный орешек, шафран, куркума, кофе, капустный рассол и многое-многое другое. С середины ХХ в. большое значение получает окрашивание яиц анилиновыми и иными искусственными красителями, несмотря на это во многих семьях стараются придерживаться традиционных рецептов окраски и используют только натуральные ингредиенты.

[К содержанию]

Метаморфозы пасхального яйца


С течением времени технологии изготовления пасхальных яиц значительно расширились, помимо традиционных способов, стали применять также и новые.

Например, для украшения столов, окон домов, витрин магазинов, а также для памятных подарков стали изготовленные пасхальные яйца из самых различных материалов – кость, фарфор, дерево, картон, бисер и пр. Постепенно в моду вошли также и сладкие пасхальные яйца с сюрпризом внутри (небольшие игрушки, открытки с пожеланиями, конфеты), сделанные шоколада и карамели. Еще в XIX в. пасхальные яйца стали готовить следующим способом: в яйце специально проделывалось отверстие и выдувалось содержимое, при этом скорлупа заполнялась маленькими леденцами и небольшими подарками, оставшееся отверстие красиво заклеивалось бумажной лентой, аппликациями, цветными рисунками.

Большую популярность приобрели также пасхальные яйца, сделанные из драгоценных и полудрагоценных камней, золота, серебра, хрусталя, наиболее известным примером которых является коллекция ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, сделанная для российской императорской семьи в XIX – начале ХХ в.

[К содержанию]

Праздничные традиции и обряды


Крашеное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности; оно является знаком, символом этого праздника.

 


Окраска


Яйцо, его окраска, а также различные предмета, связанные с этим процессом наделялись магическим смыслом. В Югославии, например, целебные свойства приписывались воде, в которой красили яйца. Ею мыли детей (македонцы), обтирали губы молодому скоту, на ней замешивали калач с добавлением одного или двух яиц со скорлупой, который давали скоту как лекарство во время болезней (Болевац).

[К содержанию]

Первое яйцо


Особое значение придавалось первому из окрашенных яиц. В Болгарии первым окрашенным и еще не высохшим яйцом женщины мазали лбы и щеки детям, «чтобы были здоровы и красны»; по традиции это яйцо сохраняли в доме, чтобы «помогать при болезнях и отгонять град». В Югославии первое окрашенное яйцо также наделялось апотропеическими свойствами, о чем свидетельствуют и их названия: чувар, стражар, стража, страшник, что значит «сторож», «сторож дома». Согласно поверью такое яйцо защищает дом и его обитателей от болезни и зла, и поэтому его хранили дома целый год; обмазывали порог тестом с добавлением скорлупы крашенных яиц (Сербия-Левач и Темнич), гадали на нем, пытаясь узнать вора в случае кражи (Болевац и др.).

В России считалось, что освященные крашенные яйца могут предотвратить появление пожара или помочь в его устранении. Для этого кое-где надо было просто кинуть яйцо в огонь через забор, но чаще требовалось сначала три раза обежать вокруг горящего дома со словами «Христос Воскресе!» и только тогда кидать его в огонь. В Иркутской губернии для первого пасхального яйца делали из бумаги нечто вроде лампады, которую вешали перед иконами. Когда случался пожар, яйцо давали девушке, известной своим благонравным поведением, или вдове, муж которой давно умер; избранной женщине, по убеждению местных крестьян, достаточно было с пасхальным яйцом обойти горящую постройку, чтобы пожар утих.

[К содержанию]

Освященное яйцо


По традиции и католики, и православные (или в Страстную субботу, или по окончанию пасхальной литургии в воскресенье) освящали крашенные яйца вместе с другой праздничной снедью в храмах. Во многих странах до настоящего времени сохранилась старая христианская традиция – обмениваться в церкви при христосовании крашеными яйцами в знак любви и братского единства верующих.

Практически во всех христианских странах освященное крашенное яйцо – один из наиболее распространенных подарков на Пасху: в день праздника, а также на протяжении всей Светлой недели их преподносили в качестве подарков во время утренних приветствий, дарили родственникам и знакомым, друзьям, соседям и даже просто прохожим, во Франции такое яйцо крестные обязательно дарили своим крестникам, в Италии и Австрии – девушки своим возлюбленным (отвечая так на подаренные им ветки оливы во время праздника Входа Господня в Иерусалим («Пальмовое воскресенье»).

В России особенно ценным и никогда не портящимся признавалось яйцо, полученное по окончанию литургии от священника. Его давали съесть больному в убеждении, что после этого он обязательно поправится. Такой же большой магической силой наделялось первое подаренное на Пасху яйцо. В Енисейской губернии существовал обычай в Светлое Христово Воскресенье обмениваться яичком с первым встречным, именно это яйцо считалось здесь наиболее чудодейственным: верили, что оно спасает от нечистого, а если его хранить на божнице, не испортится три года. В Вятской губернии особенное яйцо выбирал случай. В Великую субботу хозяйка, окрасив яйца, клала на божницу столько яиц, сколько человек было в семье, плюс одно лишнее. То яйцо, что оставалось на следующий день на божнице не тронутым после того, как домашние разбирали яйца для христосования во время пасхальной трапезы, называлось «христосиным яйцом», его оставляли лежать у икон и использовали как чудодейственное средство.

В России с освященного крашенного яйца начиналась первая после длительного Великого поста трапеза, разговение. В пятницу на пасхальной неделе было принято угощать яйцами пришедших в гости к теще молодых, в особенности зятя, о чем говорилось и в поговорке: «Есть зять – готовь решето яиц».

Крашенные яйца брали на кладбище христосоваться с покойными, «родителями», чтобы и они разговелись. При этом одно или пару яиц крошили на могилу или оставляли около креста целыми, а иногда даже закапывали. Крестьяне верили, что птицы, для которых на могилу клали раскрошенное яйцо, помянут умершего и будут просить за него Бога, благодаря этому, душа его получит облегчение на том свете. Кроме того яйца раздавались нищим за помин души.

[К содержанию]

Пасхальные ритуалы

 

В недалеком прошлом (а в некоторых странах рудименты древних обрядов и ритуалов встречаются до сих пор) крашенным яйцам придавалось особое магическое значение. В Болгарии верили, что пасхальные яйца способствуют хорошим урожаям, а также защищают от града (поэтому их клали на деревья, на землю и в пчельники), в Польше полагали, что скорлупа от освященного яйца может защитить дом от насекомых, жаб, мышей и крыс.

В Германии крестьяне почитали пасхальное яйцо как символ плодородия, образ зародыша новой жизни, они считали, что оно охраняет человека и землю от колдовства. При первом выезде в поле пахарь должен был съесть яйцо, клали яйцо и под колеса плуга. Скорлупу от яиц примешивали в семена яровых и льна. В Верхней Баварии у Моосбурга на Пасху со своими работниками шли в поле, ставили по четырем углам кресты из свежих веток, здесь же клали скорлупу, а в центре пашни зарывали яйцо.

В России освященному яйцу также приписывались магические свойства. С его помощью можно было приоткрыть завесу в потусторонний мир и увидеть то, что обычно не доступно человеческому глазу. Рассказывали, что, если выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить его вдоль одной из дорог, выскочат черти и пропляшут трепака. Незаменимым считалось пасхальное яйцо и при поиске кладов. Нечистая сила, охраняя клад, не дает его в руки, обманывает человека, пугает, застилает ему глаза, но если подойти к месту, где зарыт клад, с освященным яйцом, черти сами испугаются, разбегутся, и клад сделается доступным. Если в первый день Пасхи вскоре после службы прокатить яйцо в каждом углу двора, можно найти черта в шапке невидимке. Как только это случится надо схватить шапку невидимку и одеть ее на себя, но при этом надо быть очень осторожным, чтобы черт не схватил охотника первым, иначе, как говорили в народе: «Лишишься яйца и продашь Христа». Если не могли долгое время найти утопленника, также прибегали к помощи пасхального яйца, его бросали в реку, над тем местом, где находился утопленник, вода начинала крутиться.

Охранительная и продуцирующая магическая функция пасхального яйца наиболее ярко проявлялась в ритуалах, связанных с хозяйственной деятельностью, например, в сфере скотоводства. В Ярославской губернии с ним искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овцу. Деревенское поверье советовало утром на Пасху оглаживать яйцом лошадей: «Не огладишь лошадку крашеным яицком, и корм ей в пользу не пойдет!». То же самое делалось и перед началом пастьбы с приговором: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта!». В Егорьев день перед первым выгоном на луга гладили по хребту пасхальным яичком каждую скотинку, чтобы она не болела, и шерсть ее была гладкой. Пасхальное яйцо сохраняли до дня первого выгона также для того, чтобы отдать его пастуху как вознаграждение за обход стада. В некоторых местах пастух обходил стадо с решетом, в которое укладывал магические предметы, призванные обеспечить безопасность и сохранить стадо, среди них обязательно присутствовали крашеные пасхальные яйца. В Старорусском районе Новгородской области пастух после обхода стада гадал о его благополучии при помощи крашеного яйца. Он, развернувшись спиной к стаду, перебрасывал яйцо через плечо, если оно после падения оставалось целым, пастбищный сезон пройдет благополучно и все коровки будут цела, а если нет, жди беды.

В земледельческих обрядах пасхальное яйцо символизировало зарождение новой жизни, семя, его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить. Таков смысл ритуальных действий, которые, по убеждению крестьян, способствовали получению богатого урожая. С этой целью во время пасхального обхода домов священником яйцо зарывали в зерно, которое он кропил святой водой и освящал. Освященные на Пасху яйца клали в севалку с зерном и брали с собой в поле при засеве. Перед началом работы крестьянин или съедал яйцо сам, сидя на борозде, или закапывал в землю, или разбрасывал его кусочки по пашне. Верили, что эти действия предохраняют посевы от непогоды, болезней и вредителей. Такую же магическую силу приписывали и скорлупе от освященных яиц. В Иркутской губеринии ее вместе с крошками, оставшимися на столе после пасхального разговения, собирали, смешивали с четверговой солью и клали в зерна, приготовленные к посеву.

[К содержанию]


Источники и литература:


Гусарова Т.В. Пасхальные обычаи и развлечения в Нижегородской области (первая половина XX века).

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX – начало ХХ в. Весенние праздники. М., 1977.

Терещенко А. Быт русского народа. Ч. VI, VII. М., 1999.

«Яйцо» на сайте Российского этнографического музея.