Принадлежат к числу одних из наиболее почитаемых православных святых. День их памяти отмечается церковью 9/22 марта.


В некоторых странах (Россия, Украина, Болгария, Черногория, Сербия) этот день имеет символическое значение не только в рамках религиозного, но также и народного месяцеслова.

Согласно церковной истории, около 320 г. соправитель византийского императора Константина Ликиний, будучи убежденным язычником, в своей части империи решил искоренить христианство, которое уже значительно распространилось там.
Исполняя этот приказ Агриколай, один из военачальников стоявшего в городе Севастии (Малая Армения, часть современной Турции) войска, потребовал от дружины сорока христиан-каппадокийцев, отречься от своей веры и принести жертвы языческим богам («бесам»). Когда же воины отказались это сделать, их заключили в темницу, где они предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро их вновь привели к Агриколаю, который пытался сломить сопротивление христиан лестью, он стал восхвалять мужество, молодость и силу каппадокийцев и вновь предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, воевода велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести дружину в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами, на котором они твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел в наказание побить их камнями, но камни летели мимо цели; камень же, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос повторились, однако воины по-прежнему остались непреклонны. Тогда, чтобы сломить дух воинов, на ночь их нагими поставили на лед замершего Севастийского озера. На его берегу затопили баню для тех из них, кто согласился бы отречься от своей веры. Один не выдержал мучений и бросился в баню. Но только он ступил на ее порог, как упал замертво. В третьем часу ночи лед под ногами воинов растаял, вода стала теплой, а над головой каждого из них появился сияющий венец. Увидев это, один из стражников, Аглаий, тоже уверовал в Христа, снял с себя одежду и присоединился к мученикам.

На утро дружину вывели из озера, и судьи приговорили подвергнуть воинов новому истязанию – перебить им голени молотами. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

После казни тела воинов сожгли на костре, а обуглившиеся кости бросили в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью прошли на озеро, где увидели кости сорока воинов, сияющие в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте.

 

Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.  

 

Особенности празднования в православии

 

День памяти сорока мучеников-воинов относится к кругу наиболее чтимых в православии праздников. По Уставу в состав службы им входит 2 канона, кроме того в этот день совершается Литургия преждеосвященных даров. Также облегчается строгость Великого Поста: разрешается вкушать вино и даже елей.

 

Акафист, тропарь и молитвы святым сорока мученикам Севастийским

.

Источники и литература:


«Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившиеся» на сайте «Православие.Ru».

Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии // Димитрий Ростовский. Жития святых.