В церковном календаре 4 марта (17 марта по новому стилю) отмечается день памяти преподобного Герасима Иорданского (V в.) и преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца (XII в.).

В народном месяцеслове этот день получил имя Герасима Грачевника.

Содержание:
1. Герасим Иорданский
1.1. Память святому
1.2. Житие святого
2. Герасим Вологодский
2.1. «Повесть о чудесах» и Житие Герасима Вологодского
2.2. Житие святого и исторические факты
2.3. Почитание святого и канонизация
3. Источники и литература

Герасим Иорданский

Святой преподобный Герасим Иорданский – христианский святой, родившийся в зажиточной семье в области Ликия южной части Малой Азии и при рождении получивший имя Григория. 

Еще в детстве он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился вглубь египетской Фиваидской пустыни. Проведя там некоторое время, он возвратился в Ликию, и позже отправившись в Палестину для поклонения святым местам, поселился отшельником в пустыне недалеко от впадения реки Иордан в Мертвое море.

В 451 г. во время V Вселенского Собора в Халкидоне Герасим разделял взгляды Евтихия и Диоксора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако встреча и долговременное общение с преподобным Евфимием Великим в пустыни Рува недалеко от Мертвого моря, изменили отношение святого к монофизитству.

Около 455 г. Герасим Иорданский основал Лавру – новый для Палестины тип монашеской жизни, и к нему примкнуло не менее 70 пустынножителей. В данной обители был установлен следующий устав. Пять дней в неделе каждой монах проводил в своей уединенной келье в молчании, за какой-либо работой, вкушал немного сухого хлеба, принесенного из монастыря, воды и кореньев. В эти пять дней не позволялось есть ничего варёного и даже не допускалось разводить огонь, чтобы и мысли не было о варении пищи. На субботу и воскресенье все приходили в монастырь, собирались в церковь на божественную литургию и причащались пречистых и животворящих Христовых Таин, потом на трапезе вкушали варёной пищи и немного вина во славу Божию и представляли настоятелю свою работу. В воскресенье после полудня снова каждой удалялся в свою уединенную келью в пустыню, взяв с собою немного хлеба, кореньев, сосуд с водой и финиковые ветви для плетения корзин. Нестяжание и нищета была у них таковы, что никто из них ничего не имел кроме одной ветхой одежды, рогожи для сна и малого сосуда с водой. Настоятель даже запретил им, выходя из кельи, затворять дверь, чтобы всякий мог войти и невозбранно взять, что хотел. Жители города Иерихона, услышав о таком строгом подвижничестве под руководством святого Герасима, приняли за правило каждую субботу и воскресенье приходить в обитель преподобного и приносить в изобилии пищи, вина и всего потребного для монастыря.

Сам Авва Герасим являл высокий образец подвижничества: в Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Таин.

Герасиму даже бессловесной зверь служил, как разумный человек. Известна история о том, что однажды святой встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал; и лев, названный Иорданом, остался жить в монастыре, питаясь хлебом и мочеными овощами.

В обители был единственный осел – возчик воды. Герасим поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время шёл мимо с верблюдами купец из Аравии и, увидев, что осёл пасется один, взял и увел его с собою. Проснувшись, лев стал искать осла и, не нашедши его, с печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму. Старец подумал, что лев заел осла, и спросил: "Где осёл? ". Лев стоял, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал: «Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл». По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок и посылать на реку за водой. Однажды пришел к старцу помолиться воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, он дал инокам три золотые монеты. Через некоторое время купец, уведший осла, вернулся обратно. Около Иордана с караваном случайно встретился лев; узнав осла, он зарычал и бросился к нему. Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая рёвом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу. После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет. Когда в 475 г. преподобной отец Герасим скончался, лев умер от тоски на его могиле.

[К содержанию]

Память святому 

Герасим Иорданский скончался 5 марта, в этот день его память отмечается в латинских и сирийских календарях (Римский Мартиролог, Мартиролог Раббана Сливы). В греческих календарях память святому празднуется 4 марта и лишь в некоторых списках указывается 5 число. В ряде византийских календарей память помещена под 20 марта, что является особенностью агиографических памятников, связанных со Студийским уставом (Ерергетидский Типикон первой половины XII в.).

С распространением Иерусалимского Типикона окончательно утверждается празднование Герасиму Иорданскому 4 марта, которое внесено в современный церковный календарь.

 

Кондак преподобному Герасиму Иорданскому, глас 4


Возгоревся рачением горним, жестость пустыни Иордановы, паче всех мира сладких предпочел еси. Отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу: к Немуже моляся, и о нас отче Герасиме поминай.

[К содержанию]

Житие святого.

 

Житие Герасима Иорданского было написано в VI в., его составитель использовал рассказы учеников преподобного, в том числе преподобного Кириака Отшельника о том, как Герасим провидел кончину Евфимия Великого. Подробности жизни святого также содержатся в «Луге духовном» Иоанна Мосха и некоторых произведениях Кирилла Скифопольского,

Сохранились два других анонимных жития Герасима, а также житие и чудеса, написанные Космой Ритором, и Слово Константина Акрополита.

В авторской литературной обработке история жизни святого описана в рассказе Николая Семеновича Лескова «Лев старца Герасима» .

[К содержанию]

Герасим Вологодский 

Согласно житийной «Повести о чудесах Герасима Вологодского», святой родился в Киеве. Свой монашеский путь он начал в Киевской Гнилецкой Успенской обители, возникшей на месте пещер, где преподобный Феодосий Печерский уединялся во время Великого поста. Из послушания братии преподобный Герасим принял сан иеромонаха. Подражая подвигам древних отцов, он устремился на Север Руси и пришел на реку Вологду. 19 августа 1147 г. на правом берегу реки он благословил возникший посад, «прорицая ту быти граду великому», и именно этот момент можно считать датой основания города Вологды. Святой избрал себе для жительства дремучий лес, отделявшийся от посада небольшим Кайсаровым ручьем. Там на так называемой Ленивой площадке преподобный устроил себе хижину и в тишине уединения предался богомыслию, непрестанной молитве и труду. Он построил храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем первый на Севере мужской Троицкий монастырь. Скончался святой 4 марта 1178 г. в день своего иноческого пострижения и тезоименитства, этот же день стал и днем памяти святому. 

 

Акафист преподобному Герасиму, Вологодскому чудотворцу

[К содержанию]

 

«Повесть о чудесах» и Житие Герасима Вологодского.

 

Житие Герасима Вологодского — памятник русской агиографии XVII в., посвященный одному из древнейших святых Вологодского края. При этом ранних сведений об этом святом не сохранилось. Скорее всего изначально существовало какое-то более древнее Житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении в 1612 г. Вологды польско-шведскими отрядами, когда был разгромлен и основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Повести с полным названием «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима».

Данное произведение написано около 1666 г. неким Фомой по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела; оно имеет традиционный характер перечисления чудес, совершенных святым. Одни из них — краткие, в несколько строк, записи о выздоровлении больных при посещении монастыря или гробницы святого, либо при чудесном явлении его болящим; другие — более распространенные сюжетные повествования, в которых нашли отражение бытовые стороны жизни той эпохи, исторические события. Всего описано 37 чудес, из которых 18 датированы 1649 – 1666 гг., то есть относятся к тому периоду, когда Троицкий монастырь возродился после разгрома эпохи Смутного времени.

Наибольший интерес этого позднего Сказания представляет предпосланное рассказу небольшое вступление выписка из «Летописца краткого», в котором составитель описал приход Герасима в Вологду, создание им монастыря и смерть святого. 

[К содержанию]

 

Житие святого и исторические факты 

 

В силу того что раннее Житие святого Герасима было утеряно еще в начале XVII в. основные биографические сведения о преподобном можно почерпнуть только из "Повести о чудесах", к сожалению, содержащей некоторое количество противоречащих истории фактов. Например, согласно «Повести» Герасим родился в Киеве, а затем был послушником в монастыре, который именуется "Глушенским". Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку "такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии". Предположительно речь идет о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киевской-Печерской Лавры.

Вызывает сомнение и дата основания Герасимом мужского Троицкого монастыря, а от этой даты отсчитывается и зарождение города Вологда. Так, историки А.Н. Башенькин и И.П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на Северо-Востоке Руси в XII в. В то же время А.В. Никитин считает, что дата основания монастыря и города – 1147 г. скорее условна и «могла быть создана по аналогии с датой возникновения столицы, как подобный пример можно указать на столь же сомнительную дату основания Тулы в 1147 году».

Сложность в восприятии Жития добавляет и внесение в повествование реалий более позднего времени. В частности, рассказ о конфликте Герасима с местным землевладельцем Пятнышевым, заявлявшим свои права на монастырскую землю, после чего святой предсказал землевладельцу, что весь его род не достигнет процветания, по-видимому, отражает земельные споры монастыря, имевшие место в конце XVI – начале XVII в.

Скорее всего, не совсем достоверной является и каноническая дата смерти Герасима Вологодского – 4 марта. Историки подвергают её точность сомнению, так как этот «день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днем памяти другого, более известного святого Герасима — Герасима Иорданского, скончавшегося 4 марта 475 года».

[К содержанию]

Почитание святого и канонизация.

 

После разорения Свято-Троицкой обители в Смутное время место погребения Герасима было утрачено и вновь открыто только спустя несколько десятилетий. С последним связывается первое из чудес, описанных в «Повести» XVII в. Святой явился во сне женщине, страдавшей 12 лет слепотой, и повелел отслужить панихиду на его могиле. Для того чтобы больная смогла ее найти, Герасим взял у женщины платок, который она наутро с помощью родственников нашла в углу монастыря. После того как на этом месте была отслужена панихида, женщина прозрела. На могилу святого начали приходить множество людей, здесь была поставлена часовня и устроена рака, над которой поместили пядничную (около 20 см высотой) икону Герасима. В возглавии гробницы находился «лист» со сведениями о святом. Через некоторое время неподалеку от часовни была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы.

6 июля 1649 г. Вологодский и Великопермский архиепископ Маркелл, ставший свидетелем исцеления больного на могиле святого, повелел священнику Троицкой церкви Григорию Попову вести запись чудес и исцелений. В 1691 г. игумен вологодского мужского монастыря в честь Сошествия Святого Духа на апостолов Авраамий, братия монастыря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану, в которой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божиих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити».

Патриарх поручил Вологодскому архиепископу Гавриилу провести дознание. В декабре 1699 г. Гавриил прислал отчет, в котором выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют... Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася... на лице». В 1691/92 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в котором говорилось: «Из земли мощей их... изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает».

Несмотря на запрет почитание святых сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима, начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (конец XVII – XVIII вв.). Епископ Евгений (Болховинов) также включил преподобного Герасима в свой список вологодских святых (1811 г.).

Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых было установлено в 1841 г. епископом Иннокентием (Борисовым). В XIX в. мощи Герасима почивали под спудом в северо-западном углу каменной Троицкой церкви, построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского епископа Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака.

14 января 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 января 1895 г., в соответствии с которым разрешалось «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от Спасо-Всеградской церкви и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую церковь в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима». Данная церковь (церковь Троицы Живоначальной у Кайсарова ручья, более известная как «Троице-Герасимовская») просуществовала менее полутора столетий. В 1930 г. она была закрыта, а в 1940-х годах снесена до основания. По всей видимости, тогда же была безвозвратно утрачена рака с мощами Герасима. В 2008 г. на месте снесенного храма был установлен памятный крест. Тогда же было объявлено о том, что на этом месте планируется построить часовню в честь святого, однако эти планы до сих пор не осуществлены.

[К содержанию]

Источники и литература:

.

Башенькин А.Н., Кукушкин И.П. Древняя Вологда // Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994.

Васильев Ю.С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997.

Герасим Вологодский // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Герасим Иорданский // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Герасим Иорданский на сайте «Православная энциклопедия».

Герасим на сайте «Православная энциклопедия».

Дмитриев Л.А. Житие Герасима Вологодского // Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Житие преподобного отца нашего Герасима, жившего на Иордане // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

Лесков Н.С. Лев старца Герасима.

«Повесть о чудесах» Герасима Вологодского // Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997.

Преподобный Герасим Вологодский на сайте «Православие.RU».

Преподобный Герасим, иже на Иордане на сайте «Православие.RU».