В честь двух христианских святых – Герасима Иорданского и Герасима Вологодского, 4 марта (17 марта по новому стилю) в русском крестьянском календаре получило имя Герасима Грачевника. Считалось, что именно с этого дня в родные гнезда начинают возвращаться грачи – «Герасим-грачевник грачей пригнал».

 

Прилети грачей – один из первых предвестников наступающей весны. В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай», «Грач зиму расклевал», «Грач на горе, так и весна на дворе», «Налетели грачи, стала зиму толчи, пить снегов молоко».

По поведению грачей в этот день судили о не только характере приближающейся весны, но и определяли время начала посевных работ: «Коли грачи прямо на старые гнезда летят – весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом»; «Грач прилетел — через месяц снег сойдет», «Грачи сели в гнезда — через три недели на сев», «Грачи играют – к хорошей погоде; с криком вьются, сядут на гнезда и опять взовьются – погода переменится».

Если же грачи прилетали раньше 4 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день святых Герасимов пекли из ржаного кислого теста птичек – «грачей».

В этот день существовали и свои запреты: крестьяне говорили — "Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть".

.

Очищение дома от кикиморы.

 

В некоторых регионах день Герасима Грачевника считался единственным временем в году, когда можно было избавиться от поселившейся в доме кикиморы: «Герасим-Грачевник не одного грача на Русь ведет, а и со Святой Руси кикимору гонит».

Кикимора – это нечистый дух, обитающий в доме за печкой, иногда ее считали женой домового, но в отличие от домового гораздо более зловредной. Поселившись в доме, она начинала проказить: путала по ночам пряжу, стучала, скидывала с полок посуду, передвигала лавки, мучила спящих хозяев, стараясь выжить их из дома – «входит кикимора во избу, никем, не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи; стучит-гремит от утра до вечера, со вечера до полуночи свистит и шипит по углам, со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую». Изгнать кикимору мог только знахарь. Накануне дня Герасима хозяева уходили к соседям, оставляя избу в полном его распоряжении. Знахарь с особым приговором: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!», – обметал все углы, выгребал золу из подпечка, так он «домовничал» до самого вечера, после чего объявлял, что кикимора из дома ушла. Дополнительным средством избавления от кикиморы был также молебен в честь святых, памятуемых в этот день.

И.П. Сахаровым записано любопытное сказание об изгоняемых на Герасима Грачевника кикиморах. Оно довольно обстоятельно повествует об этой нечисти, живущей на на белом свете сама по себе: «ни с кем-то она, проклятая, не роднится: нет у нее ни родимого брата, ни родимой сестры, нет у ней ни родимого отца, ни родимой матери, нет у ней ни двора, ни кола, а перебивается, бездомовая, где день, где ночь»... Единственной радостью у нее является все губить да крушить. Есть между этой силою нечистою «молодцы молодые зазорливые», прикидывающиеся то человеком, то змеем. Бывает, что соблазняют они своей «несказанной красотой» девушек. «И от той ли силы не чистыя зарождается у девицы детище»; «проклинают отец с матерью его еще до рождения, клянут-бранят клятвой великою: не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человека, гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне неугасимом». С этого заклятья «детище пропадает из утробы матери». Уносит его нечистая сила за тридевять земель в тридесятое царство, где оно нарекается «кикиморой» и начинает жить «у кудесника в каменных гоpax», расти в холе-неге на беду роду человеческому. К семи годам вырастает заклятое детище, научается всем премудростям, волшебству всякому. «Тонешенька, чернешенька та кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, с наперсточек, а туловища не спознать с соломиной». Но, несмотря на все свое убожество, видит она «далеко по поднебесью, скорей того бегает по сырой земле, не стареет целый век». И все-то ей, кикиморе, знаемо да видимо. Выбегает он в урочные годы на белый свет, на пагубу люду крещеному.

.

Источники и литература:


Герасим-Грачевник на сайте Российского этнографического музея.

Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Полуянов И. Деревенские святцы по устным народным календарям. М., 1998.