Христианский святой, иеромонах, один из основателей монашеского общежития, почитается как в католичестве (день памяти 20 января), так и в православии (день памяти 20 января / 2 февраля).

 

Главным источником, содержащим сведения о жизни Евфимия Великого, является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (ок. 525 — после 559 гг.). Этот текст позднее был переработан Симеоном Метафрастом.

Святой родился около 377 г.в городе Мелитине в Армении в семье благочестивых христиан. Его родители, Павел и Дионисия, в течение долгого времени были бездетны и неустанно молились о даровании ребенка. Однажды в церкви святого мученика Полиевкта они услышали: «Утешьтесь, ибо Бог дарует вам сына, тезоименитого утешению, потому что при рождении его Бог подаст утешение церквям Своим». Вскоре предсказание сбылось: в семье появился мальчик, которого родители назвали Евфимий, так как это имя обозначало благодушие, радость, веселье, утешение. Еще до рождения ребенка родители пообещали посвятить его Богу.

Когда Евфимию не исполнилось и трех лет, отец его умер; Дионисия, исполняя обет, привела сына к мелитинскому епископу Отрию, который взял на себя заботы о ребенке и даже отдал для обучения клирикам Акакию и Синодию. Когда мальчик хорошо изучил божественные книги, епископ сделал его чтецом, после он пройдя все низшие церковные ступени, стал сначала иноком, а потом был посвящен в сан пресвитера и ему было поручено попечение о монастырях, находившихся в городе. С юности Евфимий полюбил иноческое одиночество и безмолвие, для достижения которых даже уходил из города для сорокадневной молитвы во время Великого поста.

В 28 лет он тайно ушел в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту и Гробу Господню, почтить святые места, посетить святых отцов – отшельников и монахов, живших пустыне, и познать их опыт и знания. Затем отправился в Фаранскую лавру, где стал жить в пустой келье в уединенном месте. В лавре Евфимий познакомился с другим иноком Феоктистом (святой, преподобный, память которому отмечается 3 сентября). Их духовный союз продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах». Ежегодно на восьмой день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья. Во время одного из таких странствий они подошли к глубокому и труднодоступному ущелью, где нашли просторную пещеру, в которой и решили поселиться.

Несмотря на то, что такой выбор был связан с желанием абсолютной тишины и уединения для полной отдачи своих мыслей Богу, о том где находятся отшельники вскоре стало известно местным пастухам, а позже и другим инокам из Фаранской лавры. Многие из них захотели присоединиться к отшельникам, и постепенно в пустыне образовалась киновия, а пещера была обращена в церковь: так возник общежительный монастырь, названный Нижним или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители. Феоктист взял на себя обязанности руководителя общины, а Евфимий стал ее духовным отцом: он наставлял братию, побуждая их к трудолюбию, он заповедовал не разговаривать, ни в церкви во время богослужения, ни на трапезе – во время еды братии, но повсюду хранить молчание, внимая слову Божьему.

Аскетические воззрения Евфимия Великого традиционны для восточного монашества; он учил, что условиями духовного совершенства монаха являются послушание («Послушание есть великая добродетель, ибо Бог послушания требует паче, нежели жертвы; прослушание же соделывает смерть» – подтверждение этим его словам можно увидеть по истории конфликта преподобного с одним из братьев его лавры Авксентием); терпение (убеждение двух монахов Марона и Климатия, пытавшихся тайно покинуть общину); неустанное духовное бодрствование и развитие души. Образцом для подражания для святого служил преподобный Арсений Великий и такие его монашеские добродетели, как безмолвие и смирение.

Евфимий Великий прославился также как и целитель, исцеляющий Божественной силой, страждущих. Так, святой помог вылечить парализованного арабского юношу Теревона. Его отец, военачальник Аспевет, рассказал, что мальчик пообещал креститься, если произойдет избавление его от тяжелой болезни; после этого в видении ему предстал Евфимий, который повелел прийти к нему и объяснил, как и где его найти. Увидев выздоровление сына, Аспевет, а также все сопровождающие его слуги и другие сарацины, также пожелали окреститься.

Слава об этом чуде распространилась не только по Палестине, но и по другим землям, и к монастырю стали стекаться люди, искавшие святого старца для наставления и исцеления. Всем им он помогал, однако сам скорбел от того, что столь желанное ему безмолвие недоступно. Поэтому, несмотря на многочисленные просьбы, он все же решил покинуть обитель, и тайно вместе с одним наиболее доверенным учеником – Дометианом, отправился в пустыню Рува. Проходя по южной пустыне около Мертвого моря, он взошел на высокую гору – Марда, где нашел колодец с водою и развалившуюся хижину, перестроил ее и прожил в ней некоторое время, питаясь только пустынными травами. Потом преподобный ушел в пустыню Зиф, расположенную близ селения Аристовулгады, желая увидеть пещеру, в которой некогда скрывался Давид, убегая от Саула. Находясь там, Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейства, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами, так он вылечил сына старейшины селения, и в благодарность за это местные жители построили для него монастырь.

Однако и здесь святой не находил покоя, заботы о многочисленных посетителях нарушали его молитвенное одиночество. Тогда Евфимий решил вернуться в Нижний монастырь, но, желая уединения, поселился не в киновии преподобного Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее, приходя в обитель только по воскресным дням для богослужения.

Соратником и помощником святого в новом монастыре стал Петр, крещеный араб Аспевет, который не просто сам уверовал в Бога, но и многое делал, чтобы его соплеменники тоже стали христианами. Этот Петр, видя что Евфимий не имеет кельи, а живет в небольшой пещере, сам призвал каменщиков и соорудил три кельи и небольшую церковь, пекарню и цистерну с водой, снабжая святого всем необходимым. Он попросил святого разрешить ему и его людям, другим крещенным арабам, жить рядом с ним, однако старец указал им иное место, между монастырем Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха Ювеналия рукоположить Петра в епископы.

Великий Евфимий не хотел создавать рядом с собой ни киновию, ни лавру, но, когда приходили к нему желающие отречься от мира, он отсылал их в Нижний монастырь к Феоктисту, также как и тех, кто желали что-нибудь принести ему в дар. Однако, когда к нему пришли три брата из Каппадокии (Косма, Хрисипп и Гавриил), святой услышал голос: «Прими этих братьев, потому что Бог послал их и впредь не отклоняй никого, хотящего спастись». Вскоре число учеников достигло 11, и Евфимий попросил Петра построить для них кельи и украсить церковь, так и возникла лавра святого, церковь которой была торжественно освящена патриархом Ювеналием 7 мая 428/9 г.

В этом монастыре в первый же год после освящения стали происходить чудеса. Однажды к нему подошло около 400 армян, заметив, что они голодны преподобный, несмотря на возражения эконома лавры, который считал, что у них нет запасов, чтобы насытить и десяти человек, тем не менее приказал накормить паломников. Когда же тот подошел к хлебне, он не смог отворить дверей, так как по Божьему благословлению все хранилище было наполнено зерном до самого верха, то же произошло и с вином и елеем, ибо все сосуды внезапно наполнились.

Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Евфимий Великий и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь, оказывая по мере сил воздействие на решения вселенских соборов (431 и 449 гг.). В борьбе с монофизитством, развернувшейся после IV Вселенского Собора (Халкидонского) (451 г.) святой стойко придерживался принципов православия, стараясь склонить на свою сторону не только церковных иерархов, но и светские власти. Так, именно преподобный помог императрице Евдокии, отринуть ересь несторианства и восстановить прежнее влияние иерусалимской кафедры. Он же помог сохранить чистоту веры и некоторым другим церковникам (Герасим Иорданский), которые вместе с ним удалились в пустыню пока иерусалимскую кафедру занимал монофизит Феодосий.

Одним из божественных даров, которым обладал святой, была прозорливость, возможность ясно видеть будущее. Одним из примеров этому служит история с Анастасием. Во время его визита Евфимий постоянно обращался к нему как к патриарху, а когда святому сказали, что к нему прибыл вовсе не патриарх, а сосудохранитель, тот ответил, что он видит перед собой патриарха и потому обращается к нему должным образом. Анастасий же действительно стал патриархом Иерусалимским в 458 г. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел юноша, блаженный Савва Освященный. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктису, предсказав, что тот просияет в иноческом житии. Также преподобный предсказал дату смерти императрице Евдокии, а также смог увидеть и время своей собственной кончины. На восьмой день после Богоявления он не ушел, как обычно, в пустыню, но остался в монастыре. Собрав братию, он дал ей последние наставления и 20 января скончался. Перед смертью он предсказал, что лавра через несколько лет станет киновией, и пообещал и в дальнейшем свою помощь братии и защиту монастырю.

На погребение святого немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был и святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий. Блаженный Дометиан не отходил от гроба 6 суток. На 7-й день он увидел своего авву, радостно возвестившего любимому ученику: «Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною». Поведав братии о видении, святой Дометиан пришел в церковь и в радости предал дух свой Господу. Он был погребен рядом со своим учителем.

После смерти Евфимия Великого диак Фидий разрушил пещеру, где жил святой, и соорудил усыпальницу, посередине которой было отведено место для гроба святого, а по сторонам — для игуменов, священнослужителей и наиболее достойных иноков. 17 мая мощи преподобного были торжественно перенесены в усыпальницу.

 

Тропарь, глас 4:

Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами Христе Боже, умири живот наш.

 

Кондак, глас 8:

В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в божественней памяти твоей преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от них же подаждь богатно в души наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа.

 

Источники и литература:


Акафист преподобному Евфимию Великому

Евфимий Великий // Православная энциклопедия

Евфимий Великий // Древо. Открытая православная энциклопедия

Евфимий Великий // Католическая энциклопедия

Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых

Святой Ефимий и императрица Евдокия. 451-482 гг. // Палестина под властью христианских императоров (326 — 636 гг.)