Христанский святой, мученик, почитаемый православной (день памяти – 16 мая и 15 июня) и католической церквями (день памяти – 2 июня).

 

История


С самых юных лет Эразм посвятил свою жизнь служению Богу, и в зрелые годы он был возведен в сан епископа города Формии (Италия). Во время гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана он оставил свою кафедру и удалился в Ливанские горы, где скрывался семь лет. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Эразм! никто не победит врагов, если будет спать. Иди же в город свой, мужественно подвизайся и победишь врагов».

Внимая голосу, святой вышел из своего уединения. На пути ему встретились воины, которые спросили о вере его. После того как Эразм объявил себя христианином, он был схвачен и приведен в Антиохию на суд к императору Диоклетиану. Несмотря на жестокие пытки, епископ провозглашал Слово Божье и обличать нечестивость римского правителя. После истязаний святой был окован железными цепями и брошен в темницу, откуда его чудесным образом вывел Ангел, сказав: «Иди за мною, я отведу тебя в Италию. Много людей и там ты приведешь ко спасению».

Оказавшись в городе Ликий Эразм продолжил проповедовать и учить вере в Иисуса Христа. Там же он совершил чудо и воскресил сына одного знатного человека, после чего к христианству обратилось десять тысяч человек.

Узнав об этом, император Западной части Римской империи Максимиан приказал схватить святого и привести его на суд. И перед этим императором святой смело исповедал веру свою. Его били и угрожали распятием на кресте, если он не отречется от Христа и не поклониться языческим богам. Когда Эразм спросил, где же находятся те боги, которым он должен принести жертву, его отвели в храм Юпитера. Здесь святой помолился, и все идолы попадали, из храма вышел огонь и опалил многих язычников, а император вынужден был бежать из города.

Оставшись на свободе, Эразм окрестил множество людей, и затем ушел в город Сирмий, где был снова схвачен и подвергнут мучениям (на святого надели медную броню и посадили на раскаленное ложе, прибив ноги к земле гвоздями; вокруг все обложили дровами, пропитанными смолою и маслом). Однако пытка не принесла ему никакого вреда, это чудо настолько потрясло присутствовавших, что около 400 тысяч человек уверовали во Христа, некоторые из них сразу же приняли мученическую смерть, а император, боясь народного возмущения, удалился в свой дворец. Архангел Михаил освободил Эразма от оков и привел его в епископию, где святой продолжал проповедовать Евангелие. Там святой и скончался в 303 году.

 

Житие святого

 

Житие святого было написано на латинском и греческом языках в VII – начале IX в. «Мученичество» святого Эразма представляет собой типичную для италийской агиографии византийского и поствизантийского периода легенду в восточном стиле, содержащую большое количество недостоверных сведений. Вероятно, она даже является смешением более ранних агиографий нескольких святых: например, в Мартирологе Узуарда (IX в.) под 25 ноября содержится память мученика Эразма из Антиохии; возможно, также, что Эразм был сирмийским исповедником, который скончался в Формиях (при этом не исключено, что мощи мученика были перенесены в Формии после того, как в конце IV в. Сирмий был захвачен готами).

Латинская версия жизнеописания святого была известна в IX в. святому Адону, архиепископу Вьеннскому. Между 1078 и 1088 гг. «Мученичество» было переработано монахом Иоанном Каэтаном (впоследствии папа Римский Геласий II). В этой версии упоминается ряд вымышленных подробностей, например о посещении Эразмом Лихнида (отождествляемого с Охридом) и Смирны, а также о Формийском епископе Пробе, который якобы похоронил тело мученика после смерти. Геласий II известен также тем, что освятил в базилике святого Петра в Риме алтарь во имя Эразма. Существует также стихотворная обработка жития святого в "Золотой легенде» Иакова Ворагинского.

Память святому Эразму под 2 июня значится в мраморном Неаполитанском календаре (первая половина IX в.), а также в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.).

 

Культ святого Эразма в Западной Европе

 

Имя святого Эразма (латинское написание – Erasmus, греческое – Ερασμος; в русской традиции – Еразм, в западной – Эльм) впервые упоминается в италийской редакции Мартиролога блаженного Иеронима (первая половина V в.). В 590 г. папа Римский святой Григорий I Великий в послании к епископу Багауду писал о мощах святого, хранящихся в Формиях, а также о монастыре архангела Михаила, святых Максима, Эразма и Юлианы в Неаполе и о монастыре святого близ горы Соракт (ныне Соратте). Интересно, что во время археологических раскопок под церковью святого Эразма в Формии были обнаружены остатки мартирия – прямоугольного здания с апсидой, воздвигнутого во второй половине IV в. на территории римского загородного некрополя, где находилась гробница святого с граффити (ER[ASMVS]). Из источников также известно, что в Риме на Целийском холме находился монастырь во имя Эразма, где подвизался святой Адеодат I (615 – 618 гг.), который став Римским папой, расширил и перестроил обитель.

В конце VIII или первой половине IX в. крипта под церковью святого Эразма, служившая усыпальницей Формийских епископов, была перестроена и расширена. Однако к этому времени сам город пришел в упадок, и его население сосредоточилось в замках Мола и Кастеллоне, а сама епископская кафедра постепенно была перенесена в близлежащую крепость Гаэта. В середине IX в. Формии подверглись нападению арабов, которые уничтожили город. После этого и мощи святого были перенесены в Гаэту и положены в церковь Богоматери. Позже в этом городе при участии правителя Доцибила II (933 – 954 гг.) началось строительство нового кафедрального собора во имя Богоматери и Эразма. Храм был освящен в 1106 г. папой Римским Пасхалием II. Впоследствии этот собор неоднократно перестраивался, в 1148 – 1279 гг. там была сооружена колокольня, ставшая символом города. До настоящего времени в крипте храма под алтарем покоятся мощи святых Эразма, Маркиана Сиракузского и других святых. В 1587 г. глава святого Эразма была перенесена из Гаэты в г. Эвора (Португалия).

Частицы мощей святого находились во многих городах Европы, в том числе в двух церквах Кельне, с начала XV в. в одном из соборов Праги, хранились под главным алтарем церкви святого Иакова (Сан-Джакомо Маджоре) в Болонье.

В XIV в. на прирейнских землях святой Эразм стал почитаться в числе 14 святых помощников. К нему обращались, ища помощи при заболеваниях кишечника, коликах, судорогах (интересно, что одним из символов его мученичества стал ошибочно считаться судовой подъемный ворот, лебедка, на который палач якобы накрутил внутренности святого).

Святой Эразм считался покровителем токарей и ткачей. В Испании, Италии, Португалии также рассматривался как патрон корабелов и мореплавателей. В его честь, например, названы электрические разряды, возникающие на верхушке корабельной мачты во время грозы как знак, символизирующий помощь и поддержку святого («Огни святого Эльма», в одном из эпизодов «Мученичества» святого описан случай, когда в Эразма ударила молния, но несмотря на это он продолжил свою проповедь перед язычниками).

 

Почитание святого у южных славян и на Руси

 

Святой Эразм почитался также и славянскими народами, считалось, что именно этого святого следует рассматривать как покровителя Охрида (из-за отожествления города с античным Лихнидом) и как основоположника местной церковной иерархии. Судя по наличию русских списков службы XII – XIV вв. в эпоху Первого Болгарского царства, культ святого был распространен на всей территории страны. В Размо, например, находятся посвященные Эразму раннехристианская 3-нефная базилика и пещерная церковь с фресками. Однако позднее почитание святого приобрело узкий региональный характер (в границах Охридской архиепископии и даже только в Охриде).

Пространное «Мученичество» святого Эразма было переведено на славянский язык не позднее XII в. Язык перевода лишен ярких регионально-диалектных примет, но, исходя из мест позднейшего почитания святого, гипотетически его можно связывать с Охридом. Текст жития сохранился в ряде списков исключительно восточнославянского происхождения, старшие из которых находятся в пергаменном Успенском сборнике, датируемом не позднее рубежа XII и XIII вв., и в чрезвычайно близком к нему по составу житийной части (но не последовательности текстов) сборнике сер. XV в. Во второй четверти XVI в. «Мученичество» было включено в состав Великих Четьи-Минеи. Краткое Житие Эразма, составленное на основе текста «Мученичества», было включено в пространную редакцию древнерусского Пролога в третьей четверти XII в. под 4 мая. Эта дата празднования утвердилась в современном календаре Русской православной церкви (в новом стиле – 16 мая), хотя в русских месяцесловах до XV в. память святому не встречается.

 

Источники и литература:

 

Еразм // Православная энциклопедия.

Еразм // Кротов Я. Словарь святых.

Мученичество святого Эразма // Иаков Ворагинский. «Золотая легенда».

Святой Еразм исповедник, епископ Формийский // Православный календарь.

Страдание святого мученика Еразма // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

Святой Эразм // Святые и блаженные Католической церкви.

Святой Эразм // Католическая энциклопедия.