Окончание обязательного для каждого мусульманина поста в священном месяце рамадан знаменуется Праздником разговения (араб. عيد الفطر‎‎ — Ид аль-фитр), известного также как Рамазан-байрам или Ураза-байрам (в тюркоязычных странах), Хари Райя (в Малазии).

 

Данное торжество в противоположность большому Празднику жертвоприношения – Курбан-байрам, называется малым («Ид ас-сагир» или «Кючюк-байрам» (Азербайджан). Несмотря на свой статус Ураза-байрам является в какой-то степени даже более значительным и веселым для верующих, чем его «старший» собрат. В мусульманских странах праздник имеет официальный государственный статус; в России на статусом выходного дня он обладает  в республиках с крупной численностью мусульманского населения, в том числе Татарстане, Башкортостане, Чечне, Дагестане, Адыгее.

Считается, что Праздник разговения был установлен самим пророком Мухаммедом в 624 г. После переселения в Медину он стал свидетелем двух языческих праздников, отмечаемых жителями этого города весельем и играми. И тогда он сказал им: «Аллах изволил заменить два ваших праздничных дня более благими двумя днями, праздниками „Курбан“ и „Рамадан“».

В 2012 году будет отмечаться 19 августа.

 

Содержание:
1. Подготовка
2. Церемониал праздника
3. Источники и литература

 

Подготовка

 

Подготовка к Празднику разговения начинается за несколько дней до его проведения: покупаются продукты и подарки, предметы обихода и утварь (белье, занавески, покрывала для мебели), праздничная одежда. Кроме того заранее собираются деньги для раздачи милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти средства, также могли бы подготовиться к торжеству. Накануне праздника обновляется внешний вид зданий, проводится уборка всех домовых построек, самым тщательным образом наводится порядок внутри жилища. Завершив уборку все члены семьи должны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти.

Вечером хозяйки готовят традиционные национальные блюда. По традиции дети разносят их родственникам и в обмен получают другие угощения.

Также перед праздником верующие стараются навестить своих родственников, друзей и знакомых, чтобы испросить у них прощения за нанесенные за год обиды.

[К содержанию]

Церемониал праздника

 

По традиции Ид аль-фитр продолжается три дня: его церемониал находится как в плоскости официальной (в большей степени ориентированной на религию) и народной культуры, и включает в себя определенное количество общих (обязательных) и отличных (произвольных, связанных с культурой той или иной страны) компонентов.

Ночь накануне праздника верующим желательно провести в бдении, в служении Аллаху через чтение Корана (также читают зикру, салават, дуа и т.д. Если мусульманин не сможет провести так всю ночь, то разрешено оживить таким образом хотя бы большую ее часть, если и это затруднительно, то возможно провести в ибадате хотя бы один час. Кроме того стараются ночной и утренний намаз исполнить в мечети вместе с джамаатом.

С утра, перед посещением мечети верующие подкрепляют силы финиками или другими сладостями, а также обязательно исполняют все очистительные церемонии и одевают новые праздничные одежды.

Обязательным компонентом Уразы является специальная общая молитва, в первый день организуемая в большой мечети, на специальных площадках – намазгах, или даже просто под открытым небом. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время богослужения, верующим объявляется о «действительности» прохождении поста, дается наставления соблюдать его в будущем. Однако перед службой каждый мусульманин должен отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершить определенное или обещанное Богу число рак-атов намаза, поститься определенное число дней и заплатить «милостыню окончания поста» – Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр). Это особая милостыня, символизирующая собой заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним; она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Эту милостыню выплачивает глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть.

Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». («Посланник Аллаха сделал обязательным для нас Закят-уль-Фитр. Данный налог равен саТу (саТ – мера сыпучих тел, примерно равная 3260 г) фиников или саТу ячменя. Это обязательно как для свободного, так и для раба; как для мужчины, так и для женщины, как для взрослых, так и для детей. И нам было приказано выплачивать его до праздничной молитвы». Ибн Умар).

Закят-уль-Фитр, как и закят вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей: бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30 % от необходимого); неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80 % от необходимого); работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением закята (им это дают не как милостыню, а в качестве оплаты за работу); новообращенным (то есть тем, кто принял ислам и нуждается в поддержке); тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные шариатом (лечение, питание, строительство жилья, покупка необходимой одежды и т.д. ); путникам, находящимся в путешествии, дозволенном шариатом, оставшимся без необходимых средств, а также некоторым другим. Необходимо подчеркнуть, что закят положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, непопадающим в перечисленные категории, мечетям и т. д.) недопустима, ибо в этом случае закят считается недействительным.

По представлениям мусульман в месяц Рамадан благие дела учитываются в многократно большем размере, чем в обыкновенные дни. По этой причине, помимо Садакат-уль-Фитр к месяцу Рамадан приурочивают и обязательный для мусульман годовой налог – закят. В первую очередь закят следует отдать соседям и родственникам, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей). Если среди них нет людей, которым положен закят, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в самые близкие города, села.

После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. Традиционное приветствие в этот день звучит по-арабски как: «Таккабаль Алла мина ва минкум» («Да одобрит Господь старания наши во имя Его»).

В полдень начинается основная обильная трапеза, в основном состоящая из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений (не случайно в турецком языке данное торжество называется Шекер-байрам, то есть «сахарный (или сладкий) праздник». В этот день принято есть вкусно и много: тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

После полудня верующие отправляются на кладбище помянуть умерших. Мусульмане, как мужчины, так и женщины, в эти дни много времени проводят на кладбищах и часто даже остаются на ночь в специальных палатках. Они раздают пищу беднякам, украшают могилы пальмовыми листьями, читают суры «Фатиха» и «Йа Син» или нанимают человека для чтения большей части или всего Корана. Также в дни Уразы взрослые мужчины квартала – махали или кишлака, собравшись вместе должны обойти дома всех недавно умерших и выразить соболезнования близким покойного. Это посещение носит кратковременный характер и включает чтение молитв и символическое угощение. В свою очередь семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением родственников и близких, а также обязательно муллы. Кроме того в это время принято посещать усыпальницы местных святых – аулийя.

Так как считается, что в дни праздника в дом возвращаются души умерших предков, вечером все родственники собираются вместе в одном доме на праздничный ужин. Одним из обязательных элементов торжества является обмен между родственниками, друзьями, соседями и даже посторонними людьми подарками, традиционными блюдами и сладостями.

Также в праздничные дни устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и актеры показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются красиво оформленные качели. Среди азербайджанцев, таджиков, части осетин и некоторых других народов сохраняется обычай в эти дни разводить костер, водить хоровод вокруг него и прыгать через огонь.

Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса.

[К содержанию]

Источники и литература:


Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

Мусульманские праздники // Отечественные записки. 2003. №1.

Мусульманские праздники и памятные дни // Мир религий.

Мусульманские праздники и традиционная восточная кухня. Автор-составитель А. Ниязи.