Дню памяти святого мученика Христофора посвящены 9 / 22 мая в православном календаре, 24 июля в евангелическом и католическом календарях (в Германии и Литве), 25 июля – в Италии.


Содержание:
1. История
1.1. Житие святого в восточной традиции
1.2. «Носящий Христа». Жизнь святого в западной традиции
2. Проблема достоверности
3. Иконография
3.1. Византийская традиция
3.2. Русская иконография
3.3. Особенности изображения святого в Европе
4. Почитание святого
5. Источники и литература

История


Личность и жизнь этого святого обладают во многом легендарным характером. Мученик Христофор был широко известен с раннехристианского времени, хотя первые тексты о нем; датируются не ранее VIII в.

Житие святого сохранилось в нескольких версиях, содержащих разные сведения: в одном из них рассказывается о зверообразном людоеде Репробусе, который при крещении получил имя Христофор и дар человеческой речи; согласно византийским минологиям X – XI вв. имя или прозвище святого, которое он носил до своего крещения, было обозначено как Репрев (от латинского – «отверженный», «осужденный», «дурной», «негодный»), а в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского он именуется как «великан Офферус» (от латинского – «охотно собой жертвующий»).

В жизнеописании святого говорит о том, что это был человек огромного роста и большой силы (в «Золотой легенде» указывается, что Христофор имел рост в 12 локтей, то есть около 5,4 метров; в средние века в Валенсии коренной зуб мамонта почитали как часть мощей святого Христофора, и еще в 1789 г. каноники святого Винцента во время церковных процессий носили бедренную кость этого же доисторического животного, выдавая ее за остаток руки святого), являющийся, как и все представители его племени, киноцефалом.

По кипрской легенде святой сам попросил Бога дать ему собачью голову, чтобы его красивый облик не отвлекал паству (и прежде всего девушек и женщин) от проповеди Евангелия. При этом есть вариант жития, согласно которому это его уродство видели лишь те, кто взирал на святого с вожделением. В Синаксари преподобного Никодима Святогорца ничего о звероподобном виде Христофора не написано, сообщается лишь, что тот «…имел уродливый лик». В поздних греческих текстах, воспроизведенных в Четиях-Минеях Димитрия Ростовского, говорится, что святой был известен своей необычайной силой.

[К содержанию]

 

Житие святого в восточной традиции

 

Рассказывается, что Репрев во время боя был захвачен в плен римлянами и позже служил в Numerus Marmaritarum (когорта, подразделение мармаритов (мармаридов), выходцев из Северной Африки или представителей берберского племени).

Будучи римским воином, он не раз видел жестокие мучения христиан, вдохновленный их мужеством, он обратился к Иисусу и стал обличать тех, кто преследовал верующих. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого за ним были отправлены двести воинов, которые должны были привести его на суд к императору Децию Траяну, чему он также подчинился без сопротивления. По дороге стали совершаться чудеса: расцвел посох и умножились хлеба, которых недоставало у путников. Воины настолько были поражены, что тоже уверовали во Христа и вместе с великаном были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой.

Когда Христофор был приведён к императору (или в одном из вариантов — к правителю Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога, но не насилием, а хитростью. Деций призвал двух блудниц — Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от его религии и принести жертвы римским богам. Но произошло прямо противоположное – женщины сами обратились в христианскую веру, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Мученически же закончили свою жизнь и двести воинов, сопровождавших святого к императору.

Не сумев склонить Христофора на свою сторону, Деций решил подвернуть его казни: святого прибили гвоздями к специально сделанной бронзовой скамейки (как вариант – заточили в медный сосуд), по которой был разведен огонь. Но по воле Божьей языки пламени перекинулись на ближайшие дома и сожгли их, а сам костер, не причинив никакого вреда Христофору, был потушен огромным потоком воды, который смыл толпу язычников, наблюдавших за казнью. Оставшиеся на площади десять тысяч человек, увидев это чудо, уверовали в Христа, были крещены и вместе с мучеником стали славить истинного Бога. После многих других жестоких истязаний (мученику привязали на шею камень и бросили в колодец, откуда его извлек ангел, сорок лучников стреляли в него но их стрелы не смогли причинить ему вреда, так как чудесным образом отклонялись от его тела, а одна поразила в глаз самого гонителя (царя Ликии), Христофору отсекли голову мечом. Это произошло в 250 году в Ликии. Его тело было выкуплено у слуг императора, перевезено в другой город и помещено в церковь, построенную на берегу реки для защиты от наводнений и разливов.

[К содержанию]

 

«Носящий Христа». Жизнь святого в западной традиции

 

Согласно одному из наиболее известных на Западе эпизодов легенды о святом Христофоре, огромный и могучий воин искал владыку, чьим приказам он мог бы беспрекословно подчиняться, чья сила и влияния была бы большей, чем у него. Сначала он начинает служить царю, но однажды когда придворный поэт стал воспевать сатану, тот перекрестился в страхе. Тогда великан начинает искать дьявола и, встретив его в пустыне, стал путешествовать вместе с ним, до тех пор пока они не подошли к перекрестку, где тот испугался и не смог пройти мимо стоявшего там креста. Осознав, что служит не самому могущественному правителю, он отправился в далекие странствия, во время которых он встретил отшельника. Обратившись к нему с вопросом: «Где Христос?»; он услышал: «Везде!». «Как же мне служить ему?», спросил великан. «Молись и трудись!» — был ему ответ. Офферус не умел молиться, но зато готов был на тяжкие труды: затворник показал ему опасный брод и сказал, что его высокой рост и большая сила могут помочь многим путникам пересечь реку, и именно этим он будет полезен богу. Воин послушался и стал переносить путешественников на своей спине.

Однажды, когда он спал на берегу, его разбудил и попросил перенести на другой берег маленький мальчик. Посадив его на плечи великан начал переходить через реку. Однако чем дальше они уходили от берега, тем более бурным становился поток и все тяжелее становился ребенок; посредине реки он стал настолько тяжёл, что Офферус испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что эта тяжесть происходит от того, что он — Иисус Христос, Царь Небесный, и несет с собой все тяготы мира. Перейдя на другой берег Иисус окрестил своего переносчика в реке, и тот получил новое имя — Христофор, то есть «несущий Христа».

После мальчик сказал, что для получения божьего знамения великан может воткнуть в землю посох – ствол пальмы, который помогал ему при пересечении брода. На следующий день сухое дерево чудесным образом покрылось молодыми листочками и выросло в прекрасное плодоносное дерево. Это чудо помогло многим людям обратиться к Христу. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций  (в западных литературных источниках – Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Своей популярности в странах Западной Европы Христофор в какой-то степени обязан распространению данной легенды. Ее первоначальный вариант мог возникнуть в уже VI в. (согласно ему святой был одним из мучеников III столетия, упоминаемым в старых мартирологах). Однако постепенно простая форма греческих и латинских страстей была заменена на более сложные. В середине IX в. житие распространяется по Франции. В конце Х в. оно было переписано в виде латинских прозаических и стихотворных текстов немецким поэтом и епископом Вальтером Шпейером в «Thesaurus anecdotorum novissimus». К XI в. сказание о святом приобретает свою окончательную форму, дополнившись некоторыми характерными элементами. Например, мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была интерпретирована дословно – и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также было понято буквально, и Христофор стал человеком гигантского роста. Позднее именно в такой форме житие святого было закреплено в Acta Sanctorum («Деяния святых», «Акты святых») и в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского.

[К содержанию]

Проблема достоверности

 

Христофор – один из наиболее известных святых как в католической, так и православной церквях. Необычный образ великана или даже великана-псоглавца в позднее средневековье пробудил вопросы о его реальности. «Я верю в Бога, а не в святого Георгия или святого Христофора», — заявлял Лютер. Эразм Роттердамский (в «Похвале глупости») и Андреас Карлштадт также критиковали его культ. Из-за недостатка свидетельств о существовании святого день его поминовения в 1969 г. был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников. При этом Христофор не был деканонизирован, так как само существование мученика считается доказанным (об этом – сочинения иезуита Николаса Серариуса (Nicholas Serarius) «Litaneutici» (Кёльн, 1609) и Молануса (Molanus) «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, 1570).

Основным спорным моментом жития святого является его облик киноцефала. Объяснений этому феномену может быть несколько. Античная и средневековая космография неоднократно описывая людей, проживающих на границах ойкумены, наделяла их самым необычными чертами. Таким образом, великана, обладающего огромной силой, захваченного в плен римскими войсками в Северной Африке, современники вполне могли метафорически наделить чертами ему на самом деле не свойственными, однако более поздние поколения могли воспринять это как факт. Кроме того, возможно, эта версия сформировалась из-за ошибочного транскрибирования слова cananeus («хананит») как canineus («собачий»), и соответственно, Христофор не был псоглавцем, а просто происходил из западной части Средиземноморья, области Ханаан. Хотя, не исключено, что святой происходил родом из Киноскефалии (возвышенность в греческой провинции Фессалия), искаженное название которой и наделило его собачьей головой.

В Константинопольском синаксари указывается, что облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. Необходимо заметить, что преимущественно в Западной церкви собака считалась символом пастыря Господа и была эмблемой духовенства (например, католический доминиканский Орден получил свое наименование от того же понятия – "Domini canes" («Псы Господни»), а в усыпальницах крестоносцев у ног изваяний умерших воинов изображали собаку как знак следования за знаменем Господа с преданностью). Таким образом, песья голова святого может являться символическим переосмыслением преданного служения Христофора Богу.

Кроме того в необычности святого исследователи видят аллюзию на некоторых языческих божеств. Так, изображение Христофора как псоглавца (предположительно пришедшее из коптской христианской живописи), естественно, вызывает ассоциации с древнеегипетским божеством Анубисом.

Легенда о том, что святой перенес младенца Иисуса Христа через реку соотносится с христианизированным сюжетом саги о Торе, который из страны йогов (великанов) перенес через шумные воды Орвандилла Смелого, что в свою очередь является мифологическим осмыслением таких природных явлений как гроза, молния, дождь и пр. В западной традиции Христофора изображали великаном с страшным лицом и такими же красными волосами, какие были у Тора; от этого древнего бога он наследовал владычество над грозою и градом. В средневековье в храм святого в Кельне приходили молиться о прекращении непогоды, о защите от громовых ударов и опустошительного града.

В житие святого присутствует и несколько исторических несоответствий. Так, в качестве императора-гонителя Христофора обозначен Деций Троян. Однако святой не мог быть казнен на 4-м году правления этого императора, так как тот правил всего два года. При этом воинское подразделение, в котором служил великан – 3-я Мармаритская когорта Валерия, связывает его со временем правления императора Диоклетиана. Вероятно, что имя Деций может быть искажением имени Максимина Дазы (или Дайи), соправителя Диокретиана, ставшего цезарем в 305 г. и жестоко преследовавшего христиан в Сирии и Египте. Хотя информации о посещении им Антиохии не сохранилось. В греческих вариантах Жития святого имя правителя, казнившего его, указывается как игра слов: "Декий – дектикос, то есть «вместилище» (в смысле «вместилище дьявольских сил»)

Таким образом, жизнеописание святого, как в случае с многими раннехристианскими святыми, затрудняет его полноценную идентификацию и дает повод сомневаться в реальности его существования. Высказывались предположения, что под именем святого Христофора в позднее время могли вывести коптского святого Мену, чья могила IV в. известна, или святого мученика Христофора Никомедийского.

[К содержанию]

Иконография

 

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана. В западной и восточной живописных традициях сложились неодинаковые каноны написания облика Христофора и сюжетов его жития.

[К содержанию]

 

Византийская традиция

 

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи (росписи Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия), первого слоя церкви Агиос Стефанос, церкви святых врачей в Кастории и в мозаиках монастыря Осиос Лукас). Особенно много его изображений сохранилось в Каппадокии, где его образ нередко находится рядом со святым Георгием. Существует иконографический вариант с цветущей ветвью в руках, согласно описанному в житии Христофора чуду с сухим жезлом. Встречаются также изображения святого верхом на коне в воинских доспехах и с мечом.

Под влиянием легендарных сказаний о зооморфном облике Христофора в византийском искусстве складывается его иконография, представляющая его с песьей головой. Древнейшим из известных подобных изображений является керамическая иконка VI–VII веков из Македонии: на ней святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое раннее изображение святого с собачьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах. Особенно широко этот вариант иконографии распространяется в поздний период империи, хотя одновременно с ним продолжал существовать и другие типы изображения.

В Византии были известны также изображения святого с Христом на плечах, ассоциирующиеся с прямым переводом имени святого. Наиболее ранний пример встречается во фресках Архангелов в Лесново середины XIV в. Этот образ был особенно популярен в поствизантийской монументальной живописи (монастырь святого Николая Анапавса Метеорах; в афонские монастыри: в кафоликоне Лавры святого Афанасия; Дохиар; в трапезной монастыря Есфигмен).

[К содержанию]

 

Русская иконография

 

Иконы святого Христофора на Руси известны с раннего времени: на них он изображается в соответствии с наиболее распространенной византийской традицией – как юноша в патрицианских или воинских одеждах с мечом, крестом или с ветвью в руках (в Святой Софии Киевской, арка диаконника церкви святого Георгия в Старой). В иконописном подлиннике новгородской редакции XVI в. об образе святого говорится, что он создается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен».

В XVII в. получили распространение изображения Христофора Песьеглавца как на иконах, лицевом шитье (заказы семейства Строгановых), так и в монументальной живописи (росписи церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.).

Типы русских икон, на которых изображается святой c собачьей головой, различны. В Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI в. из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII в. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика.

Одна из таких икон – середины XVII в имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не сколько как устрашающий и безобразный киноцефал, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род. Второй половиной XVII в. датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса. Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке. В левой руке святой держит крест. Примечательна икона первой половины XVII в. из Ростовского музея: она сопровождается поясняющим иконографию текстом – в надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

В конце XVII – начале XVIII в. иконописная традиция передавать образ святого как киноцефала начинает критиковаться и церковными, и светскими властями. В 1707 г. в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 г., Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине». К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием. Против звероподобных изображений Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы.

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

При этом в старообрядческих общинах продолжали изображать и почитать Христофора-кинокефала.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX в. Среди примечательных образов этого периода – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу. Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII в. из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX в. – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

[К содержанию]

 

Особенности изображения святого в Европе

 

В Европе легенда о великане, перенесшем на своих плечах Иисуса Христа, была чрезвычайно популярна в Средневековье и в эпоху Возрождения. К этому сюжету обращались многие художники: Иероним Босх, Дирк Боутс, Ганс Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и др. Распространенность изображений святого была просто невероятной. Так, в Каринтии в 932 приходских церквях еще и сейчас можно увидеть более 600 изображений Христофора.

Помимо живописи образ Христофора воплощался в западном искусстве и в скульптуре. В конце XIV и в XV в. широкое распространение получили статуи святого высотой в несколько метров, помещенные на церкви (они сохранились в Кельнском соборе и соборе Парижской Богоматери), городские дома, крепостные стены и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому не сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». Считалось, что тот, кто пройдет мимо святого и сотворит ему молитву, того он защитит от внезапной смерти.

Во время иконоборческого движения в период Реформации многие изображения святого, как живописные, так и скульптурные, были уничтожены. В качестве примера можно привестинемецкий город Биберах, где во время иконоборческого движения удалили большинство гигантских изображений святого с наружных стен церквей и часовен. Кроме того, в этом городе были отменены обычные для периода эпидемии посты накануне дней святого Мартина и святого Себастьяна.

[К содержанию]

Особенности культа святого

 

Несмотря на противоречивость и неоднозначность образа, Христофор был и до сих пор остается одним из наиболее популярных святых.

Появление культа Христофора начинается с VI в., к этому времени относятся как первые изображения святого, так и церкви его имени (считается, что в одной из них в 532 г. было похоронено тело святого Ремигия). Кроме того в сочинениях святого Григория Великого (VII в.) упоминает монастырь святого Христофора.

Особенно большое влияние культ святого имел в средневековье, когда он рассматривался как один из главных защитников внезапной смерти (без покаяния) и от чумы (и степень его почитания невероятно возрастала во время частых и опустошительных эпидемий) и входил в число четырнадцати главных святых помощников (заступников). Созерцание образа Христофора по утрам считалось залогом защиты жизни до вечера. Поэтому в Западной Европе его изображения рисовались как можно крупнее при входе в церковь и помещались, кроме того, в самых многолюдных местах города или деревни.

На Руси Христофор известен с раннего времени; его имя упоминается в славянских месяцесловах уже XI—XII вв. В Великом Новгороде в 1533 г. была построена церковь во имя святого во время мора, равно как и в московском Кремле в 1572 г.

Оказываемая Христофорам помощь при пересечении опасной реки сделала его патроном корабельщиков и плотовщиков, путешественников и пилигримов, носильщиков и извозчиков, шоферов и вообще всех, кто пользуется транспортом. В XVI и XVII вв. в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии чеканились дукаты и талеры с изображением Христофора, которые носили как амулеты. В настоящее же время выпускаются медальоны с его именем и надписью – «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» («Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии»), которые часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. В последние годы святой стал также покровителем сёрферов и космонавтов.

Благословение Христофора произносятся при опасности наводнения, при непогоде, выпадении града, голоде, против ран и зубной боли, для укрытия от демонов и нечистой силы всякого рода. Так как на его посохе чудесным образом произрастали листья и плоды, когда он втыкал его в землю, к нему обращаются садовники, продавцы фруктов и вообще рыночные торговцы. Также он призван помогать холостякам, детям, беременным женщинам, переплетчикам, красильщикам, шляпника, плотникам, горнякам.

Святой является патроном ряда городов Нового и Старого Света, таких как: Баден Брауншвейг, Мекленбург (Германия), Борджи (Италия), Роермонд (Нидерланды), Тосес (Испания), Агринион (Греция), Гавана, Рига и остров Раб (Хорватия). Христофор – покровитель столицы Литвы Вильнюса; он даже изображен на гербе города.

Во Франции он почитается как хранитель крепостей; в Англии считается защитником от грозы и града, в Италии и Испании чтится как врачеватель болезней.

Значительные места поклонения: St.Christoph de Rocquigny в Арденнах и St.Christophe le Jajolet в Нормандии). Реликвиям Христофора поклоняются в Соборе Святого Петра в Риме и в монастыре бенедиктинцев Сен-Дени в Париже.

В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и в США среди итало-американцев.

В 1949 году была учреждена премия святого Христофора, эта награда присуждается в области литературы, кинематографа и телевидения за заслуги «в художественном отражении высот человеческого духа, использовании своего творческого авторитета для положительного влияния на массовую аудиторию».

[К содержанию]

 

Тропарь Христофору, Ликийскому


Одеждами от кровей украшаяся,
Господеви предстоиши, Царю сил, Христофоре приснопамятне,
отонудуже со Безплотными и мученики поеши
трисвятым и страшным сладкопением.
Темже молитвами твоими спасай стадо твое.

 

Источники и литература:


Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995. Глава XIV. Собака, волк и свинья.

Бульст Н. Почитание святых во время чумы. Социальные и религиозные последствия эпидемии чумы в позднее средневековье // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000.

Житие преблагословенного святого мученика Христофора и иже с ним пострадавших 10 июля в Антиохи во времена правления царя Декия // Начало. Журнал института богословия и философии. 2005. №14.

Кислякова О.М. Проблемы происхождения и бытования образа святого Христофора.

Культ святого в Западной Европе.

Липатова С.Н. Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание.

Наконечный С.М. Святой Псеглавец // Начало. Журнал института богословия и философии. 2005. №14.

Саенкова Е.М. Редкие изображения святых воинов в системе росписи Успенского собора Свияжского монастыря.

Святой Христофор // Католическая  энциклопедия.

Страдание святого мученика Христофора // Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых.

Сушко П.Н. Святой Христофор с песьей головой (особенности символики старообрядческой иконы).