Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) – литературовед, философ, теоретик культуры..

Родился 5(17) ноября 1895 г. в Орле в многодетной семье банковского служащего.

Учился в гимназиях Орла, Вильны (1906 – 1912 гг.) и Одессы. В 1913 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе, через год перевелся (скорее всего в качестве вольного слушателя) в Петербургский университет на классическое отделение историко-философского факультета.

В 1918 – 1920 гг. преподавал в единой трудовой школе в Невеле Витебской губернии. В этом провинциальном городке вокруг М.М. Бахтина сложился дружески-интеллектуальный круг, получивший у современных исследователей название «невельской школы» философии (М.И. Каган, Л.В. Пумпянский, М.В. Юдина, В.Н. Волошинов). В местной газете этого же города – «День искусства» от 13 сентября 1919 г., появилась первая авторская печатная работа: статья "Искусство и ответственность".

В 1920 – 1924 гг. преподавал в Витебске всеобщую литературу и музыкальную эстетику в консерватории и педагогическом институте.

Весной 1924 г. вернулся в Петербург-Ленинград, где в последующие годы выступал с докладами и лекционными курсами в домашних философских кружках. Эта деятельность  послужила причиной его ареста 24 декабря 1928 г. по делу религиозного кружка «Воскресение». 22 июля 1929 г. постановлением коллегии ОГПУ он был осужден как участник «нелегальной организации правой интеллигенции» на пять лет строго режима с отбыванием наказания в Соловецком лагере. Но по состоянию здоровья (М.М. Бахтин страдал хроническим остеомиелитом, который привел в 1938 г. к ампутации ноги), и благодаря многочисленным ходатайствам концлагерь был заменен ссылкой в Казахстан.

В 1930 – 1936 гг. находился в ссылке, а затем – на поселении в Кустанае, где работал экономистом в райпотребсоюзе.

В 1936 г. М.М. Бахтин устроился на работу в Мордовский педагогический институт (г. Саранск), а с 1937 г. и до окончания войны работал школьным учителем (преподавал русский и немецкий языки, литературу и историю) в г. Кимры (около 100 км к северу от Москвы)

В 1945 г. был вновь приглашен в Мордовский пединститут, и работал там до выхода на пенсию в 1961 г. в должности заведующего литературоведческими кафедрами.

В 1930 – 1940-е годы ученым был написан цикл статей о своеобразии жанра романа и два связанных с этим циклом исследования: о Гёте и о Рабле. Работу о Рабле в 1945 г. М.М. Бахтин предоставил в аттестационную комиссию в качестве диссертации на соискание степени доктора наук; рукопись вызвала резкую идеологическую критику, её вернули автору на доработку, а затем после многочисленных бюрократических проволочек присвоили автору лишь кандидатскую степень.

Практически забытый современниками (между 1930 г. и 1963 г. работы ученого, кроме трёх незначительных газетных заметок, не издавались), М.М. Бахтин был возвращён в научное пространство в начале 1960-х гг. группой единомышленников (литературоведы В.В. Кожинов, С.Г.Бочаров, Г.Д. Гачев, В.Н. Турбин). С их помощью становится возможным не только переезд ученого сначала в Подмосковье, а затем и в Москву, но и издание и перевод на иностранные языки его главных работ – "Проблемы поэтики Достоевского" (1963) и "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (1965).

Умер в Москве 7 марта 1975 г.

Напрямую не занимаясь изучением праздничной культуры, именно М.М. Бахтин в своих исследованиях заложил основы для рассмотрения феномена праздника как культурологического явления (праздник как текст культуры); выведенные им понятия (полифония, хронотоп, карнавализация, меннипея, смеховая культура) активно применяются в отечественной и зарубежной эортологии для анализа традиционной и современной праздничности..

 

Публикации:


 

Литература: