Апокриес – греческий карнавал, сочетающий в себе тысячелетние традиции, идущие еще от дионисийских празднеств античных времен, и современные новшества.

 
Содержание: 
1. «Объявление»
2. Мясная неделя
2.1. «Дымный четверг»
3. Сырная неделя
3.1. Тирафигис
4. Карнавальное ряжение
5. Источники и литература

 

Название праздника происходит от греческого сочетания «tes apokreo», что буквально означает «прекращенное», и соответствует церковному понятию «мясопустная неделя», (время перед началом Великого поста, когда уже действует запрет на употребления мяса, но еще разрешается молоко, сыр, масло и яйца) и во многом совпадает с русской «масленицей».

Празднование карнавала включает в себя три части, каждая из которых длится по семь дней и завершается в воскресенье большим торжеством. Апокриес заканчивается в «Чистый понедельник» – первый день Великого поста, длящегося 40 дней до Пасхального Воскресенья.

Объявление

 

Первая часть карнавала носит название «Объявление» («Protofoni»), или «Отпускающая» (неделя), так как считается, что именно в дни апокреоса души могут выйти из подземного мира, чтобы навестить своих родственников, в связи с чем большое количество обрядов и ритуалов, посвящено культу предков. Во время этой недели в церквях ежедневно читают тексты богослужебной книги Триодь Постная.

Единственный день поста на этой неделе – пятница, которая предшествует «Дню всех душ» («Psihosavato»). В этот день в храмах поминаются умерших родственников и близких, раздаются заранее принесенные прихожанами хлеб, сыр, маслины, фрукты, а также специально приготовленную подслащенную кашу из пшеничных зерен («koliva») и другие угощения. Две последующие за этим субботы также посвящены семье и пращурам: греки посещают храмы и приходят на кладбища, молятся о упокоении усопших.

В воскресенье первые участники карнавала надевают маскарадные костюмы и, шествуя по городам и селениям, объявляют о его начале.

[К содержанию]

Мясная неделя

 

«Kreatini», или «Мясная неделя» – вторая часть карнавала. Это последняя возможность поесть мясо перед длительным Великим постом, и от этой приятной возможности греки никогда не отказываются. В течение недели практически в каждом доме и каждой таверне готовят самые разнообразные мясные блюда. Во многих греческих деревнях до сих пор жив обычай – резать свинью перед карнавалом, чтобы как следует насытиться перед длительным воздержанием. Ранее перед разделкой туши на шкуре грудной части ножом выцарапывали крест и поджигали три уголька с ладаном. Зажигая эти угли, все члены семьи желали друг другу долгих лет жизни, счастья и богатого урожая. Внутренности свиньи греки не выбрасывали, а отваривали и кормили детей варенной свиной печенью и сердцем.

[К содержанию]

 

«Дымный четверг»

 

Наибольшее количество праздничных мероприятий на этой неделе проходит в четверг. Это день называют «Τσικνοπέμπτη», то есть «дымный», «сожженный»или «копченный» (происходит от слова «tsikna» – дым) из-за пропитывающего воздух мясного аромата. В этот день употребляют большое количество традиционных греческих блюд: ребрышки на вертеле или на углях, котлетки «кефтедес» и «судзукакья», ягненок на вертеле, рагу с кроликом, сардельки в томатном соусе «спецофаи», петух в винном соусе, курица с картошкой или бамией и многое другое.

Праздничные трапезы перемежаются песнями и частушками (во время апокреос особенно популярны сатирические и непристойные), гуляниями ряженых, танцами, театрализованными и цирковыми представлениями. Во время апокреоса все стремились повеселиться и хорошо поесть, именно в этот период допускалась некоторая фривольность в словах и действиях, недаром в греческой пословице говорится: «На большую Масленицу даже старухи с ума сходят».

Именно с этого дня стартуют основные мероприятия карнавала: начинаются детские праздники, устраиваются красочные церемонии объявления начала торжества, проходят театрализованные парады въезда Короля или Королевы карнавала.

[К содержанию]

Сырная неделя

 

Последняя неделя празднества – «Tyrini», или «Сырная» (иногда ее еще называют «Белая»). В течение нее по церковными канонами запрещено есть мясо, зато на каждом греческом столе в изобилии можно увидеть рыбу и морепродукты, сыр, яйца, творог и разнообразные молочные продукты.

Одним из обязательных блюд, приготовляемых на этой неделе и имеющих как и многие другие ритуальное значение, являются макароны. Считается, что их потребление символизирует собой поминовение предков, так как само это слово происходит от соединения двух корней: «macaria» – специальное кушанье на похоронах и поминках в виде самодельной лапши и «aeonia», означающее дарование вечной памяти покойному; в народном сознании это слово также сближается со словом «покойник».

Карнавал, танцы, песни, фривольные шутки, изобилие еды достигают апогея в последние дни апокреоса. В северной Греции, особенно в областях Македония и Эпир, а также на Ионических островах в ночь на «сырное воскресенье» как раньше, так и сейчас принято жечь костры. Вокруг них устраиваются народные гуляния, а молодые люди нередко прыгают через них, громко выкрикивая имя девушки, которую хотят взять в жены. В один из последних дней праздника – субботу или воскресенье, на специально разведенном костре сжигают чучело Карнавала. В дни карнавала «действует» большое количество разнообразных примет, например, во многих селах Греции до сих пор сохранилась традиция – во время «сырной недели» женщины в течение семи дней не моют голову, боясь, что их волосы станут седыми.

[К содержанию]

 

Тирафигис

 

Знаменует окончание праздников последнее воскресение перед Великим постом – Тирафигис. В этот день греки навещают своих родителей, бабушек и дедушек, целуют старшим руки и просят прощение за все проступки и грехи.

Вечерняя трапеза, на которую собираются все члены семьи, состоит из нескольких обязательных блюд: особого «сырного хлеба» – тироспсуми (изготавливается из сушенных диких трав, смешанных с брынзой), а также вареных, жареных или запеченных яиц. Каждый сидящий за столом непременно должен съесть яйцо, чтобы «запечатать» свой рот до Пасхи от скоромной пищи (таким образом, заговление яйцом открывает и закрывает Великий пост). В некоторых областях Греции члены семьи помещают яйца максимально близко к тлеющим в очаге углям и наблюдают за тем, чье яйцо быстрее всех начнет «потеть», что рассматривается как признак будущего благоприятного года. Ужин сопровождается и другими всевозможными гаданиями и магическими действиями, направленными на получения всевозможного изобилия и благополучия.

Обязательный ритуал этого дня – обмен подарками, преподносимым детям, родителям, родственникам, друзьям и просто знакомым.

Кроме того, Тирафигис – это последний день перед Пасхой, когда можно жениться. Ведь следующие венчания возможны лишь после окончания поста.

[К содержанию]

Карнавальное ряжение

 

Наиболее характерной чертой апокреос является обычай ряжения. Раскрашивание лица, ношение масок и маскарадный костюмов от самых простых до изощренных, смешных и вызывающих, от традиционных, наделяемых магическим смыслом, до современных, чисто развлекательных, юмористических распространено по всей Греции. В дни карнавала и дети, и взрослые стараются преобразиться до неузнаваемости, и в таком виде ходят по улицам, заглядывая, в гости к родственникам и знакомым. Те, в свою очередь, должны угадать имя пришедшего. В городских и сельских кафе утраиваются веселые вечеринки. Ряженые вваливаются в заведение и начинают шуточный обстрел серпантином, хлопушками и пеной, распыляемой из баллончиков.

На протяжении двух-трех недель праздника повсюду видны группы ряженных, слышны музыка и песни, танцы, небольшие сценки и большие представления веселой чередой сменяют друг друга. Наиболее древние сюжеты театрализованных действий (имитация брака, рождения, умирания, воскрешения, пахоты, посева), а также представляющие их персонажи («старики» и «старухи», «женихи» и «невесты», «монахи», «янычары» и другие; интересно в традиционно большинство ролей, несмотря на пол разыгрываемого героя, играют исключительно мужчины) имеют магический смысл: они призваны ускорить приближение весны и усилить плодородие земли. Недаром в наиболее чистом и полном виде они сохранились в селах земледельческих районов.

Очень характерно карнавальное представление, разыгрывавшееся в конце XIX в. в с. Визия (Фракия). Главные действующие лица его – «невесты», одетые в традиционные костюмы своей местности, и «монахи» – калогеры в причудливых костюмах. На головах к них шапки из шкуры волка или лисицы с хвостом, прикрепленным к макушке, шкура косули или козла, пришитая к шапке, образует капюшон с прорезями для глаз и рта, закрывающий лицо, шею и плечи; а на кожаном поясе прикреплены колокольцы, которые обычно вешаются на шею скотине. У первого такого «монаха» в руках лук, из которого он «стреляет» золой; у второго – жезл в виде фаллоса. Еще один персонаж – «старуха», уродливая, горбатая, одетая в лохмотья. Она носит в корзинке своего ребенка, плод тайной связи, которого она «родила» от страха семимесячным; время от времени она его пеленает и укачивает (обычно ребенка заменяет кусок дерева, обернутый тряпками). К этой кампании присоединяются также «цыгане», «полицейские», иногда и другие «герои».

Утром в понедельник «сырной недели» процессия данных персонажей шествует по улицам под звуки барабанов и волынок. Они заходят во двор каждого дома, танцуют и получают за это деньги (которые потом передаются на нужды церкви или школы), осматривают двор и проверяют находится ли на своих местах сельскохозяйственный инвентарь. Если заметят беспорядок, забирают с собой вещь, которая оказалась не на месте, и отдают ее только после того, как хозяин расплатится вином. Во время карнавальных обходов домов обязательно использовалось дерево – сучковатая дубинка из дикой вишни, сливы или кизила. Считалось, что чем больше на ней было сучков, тем лучше, потому что символически этой дубинкой как бы затаскивали в дом благополучие. Кроме того этой дубинкой постукивали по спине хозяина и хозяйку дома, детей, скотину и желали здоровья и счастья.

По дороге ряженые «полицейские» «арестовывают» прохожих и не отпускают их без выкупа. Путь заканчивается на площади перед церковью, куда уже собрались все жители села. Здесь начинается главное представление. «Цыгане» «раздувают» огонь и «куют» из железа детали плуга. «Старуха» нянчит ребенка, жалуется на его прожорливость, на то, что он растет слишком быстро, кричит и требует себе жену. Калогер с жезлом изображает этого выросшего ребенка, калогер с луком начинает искать ему невесту. Последние прячутся в толпе, но их находят и начинается пародия свадебного обряда. Внезапно «монах» с луком стреляет клубом пепла и убивает «жениха». Четыре мужчины готовы унести мертвеца, но в последний момент он оживает. Начинается вторая часть представления: «цыгане» вручают старосте села плуг (его приносят заранее к церкви), делая вид, что они его заново выковали. Молодой юноша приносит и присоединяет к плугу новое ярмо, украшенное цветами. Калогеры изображают волов и влекут плуг по кругу (в других вариантах роль волов играют «невесты» и один из «монахов»). Староста разбрасывает по площади горсти зерна. Когда «волы» завершат полный круг по площади, все восклицают: «Боже» Дай пищу беднякам! Дай изобилие людям!". В заключение все собравшиеся танцуют. Два-три первых круга хороводного танца ведут калогеры.

Театрализованные масленичные сценки имеют множество вариантов. В некоторых местностях калогеры ездили на двухколесных колясках в сопровождении маленьких мальчиков. Сюжет свадьбы расширяется за счет ввода других персонажей: иногда калогер с выпачканным сажей лицом превращался в «мавра», «арапа», охраняющего свадебную группу, а его жезл в таком случае осмыслялся просто как палка или меч. Еще одним «героем» праздника может быть «лже-священник», как правило, это положительный персонаж: он помогает влюбленным, усмиряет жестокого отца, всех мирит. Во время представления этот персонаж может ходить среди зрителей и приговаривать: «Кому исповедоваться? Кому причаститься?» или спрашивать: «А ты в церковь ходишь?», но никогда не будет совершаться никакого осмеяния священника и тем более высмеивания церковных таинств.

Мотив рождения позволил добавить в представление маску «доктора», а вместо смерти и воскрешения разыграть сцену суда, приговора к смерти и помилование. Чернение лица, обмазывание его золой – это древнейший и наиболее распространенный прием ряжения, в то же время он имеет очистительный смысл, что также можно увидеть в том, что калогер «обстреливает» участников и гостей карнавала золой. В других вариантах того же представления один из персонажей просто носит с собой мешочек с пеплом и посыпает им зрителей.

Считается, что в подобных театрализованных представлениях находят отражение архаичные представления греков Дионисии, чье умирание и воскрешение символизирует природу, засыпающую зиму и возрождающемся каждую весну. В сопровождении шумной свиты козлоподобных существ (их наследниками, вероятно, являются калогеры), буйных необузданных менад, под звуки флейт и гимнов шествовал в особые праздничные дни по земле бог вина и виноделия. От древнегреческих дионисий скоморошьи игры византийской эпохи дошли до наших дней, сохранив элементы архаичной аграрной магии: осмотр сельскохозяйственного инвентаря, «выковывание» нового плуга, имитация пахоты и сева. К ним присоединяются и другие ритуальные действия косвенного характера – имитация человеческого плодородия (похищение женщины, свадебные обряды, рождение ребенка и т.п. ).

Сегодня праздничные шествия устраиваются по западному типу, на них можно увидеть всевозможные маскарадные костюмы, которые, кстати, можно взять напрокат или купить в многочисленных специализированных магазинах. В руках у ряженых можно заметить деревянные или пластмассовые дубинки, которыми они колотят всех встречных. Так же, как и в древности, считалось, что удар такой палкой принесет здоровье в следующем году.

Одной из особенностей современного карнавала в Греции является выделение тем политического характера как основы для маскарадных шествий и гуляний. Например, в 2011 г. главной сатирической тема апокреоса стал меморандум, подписанный греками в обмен на кредит МВФ, «Тройка» контролеров-экспертов, следящих за ходом выполнения экономической программы и, конечно же, члены правительства, лидеры партий, политики, приведшие, по мнению народа, страну к кризису и кредитам.

Ранее в карнавальных шествиях высмеивались такие проблемы как международный валютный кризис, борьба политических партий, эпидемия птичьего гриппа. Однако даже остро актуальные политические вопросы не могут затмить таких традиционных тем карнавала как наступление весны, любовь, здоровье, семья, дети.

[К содержанию]

 

Источники и литература:


В Греции карнавальные недели «Апокриес» // Elladarussia.ru.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (конец XIX – начало ХХ в.). Весенние праздники. М., 1977.

Климова К. Пламенная весна: прыжки через костры и хождение по углям // Elladarussia.ru.

Карнавал в Ксанти.

Карнавал в Лимассоле (Кипр).

Карнавал на острове Скирос.

Карнавал на острове Скопелос.

Карнавал в Ретимнон (Крит).

Карнавал в Патрах.