Христианский святой (в лике преподобных), почитающийся православной (день памяти — 17 (30) марта по юлианскому календарю) и католической (день памяти — 17 июля) церквями.

Содержание:
1. История
2. Житие
3. Обретение мощей святого
4. Почитание святого Алексия, человека Божия в Европе
4.1. Образ святого в западном искусстве
4.2. Эволюция культа
5. Поклонение святому Алексию в России
5.1. Житийная традиция
5.2. Культурное влияние Жития
5.3. Духовные стихи
5.4. Иконография
6. Источники и литература

История

История этого святого известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V – начале VI вв. Около IX в. появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.

Согласно преданию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Ежедневно они устраивали у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и нищих. Единственно, что омрачало их счастье – это отсутствие детей. Но они не оставляли надежды, и услышав их молитвы, Бог послал им сына, которого назвали Алексий (в переводе с греческого «защитник»).

Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Затем он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии). Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции), где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, он оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился, вкушал только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена, опечаленные исчезновением, послали своих слуг на его поиски. Побывали они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и даже подавали милостыню Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим. Никто из родных не знал где находится Алексей, тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, положились на волю Божию.

Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что этот нищий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить Алексия, то он, смущённый оказываемым ему всенародным почтением, тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в город Тарс на родину святого апостола Павла). Но корабль, на котором он плыл, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, недалеко от Рима. Алексий, узрев в этом промысел Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в своем доме, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, однако Алексий увидел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В это время, в воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе молили Господа открыть им человека Божия; и снова с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395 – 423 гг.), а также Папа Римский Иннокентий I (402 – 417 гг.). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Сенатор поспешил домой, но уже не застал Алексия в живых. Лик блаженно почившего сиял светом нездешним; в руке он держал крепко зажатый свиток. Тело Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием был прочитан в храме во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия были погребены в храме во имя святого Вонифатия на Авентинском холме 17 марта 411 г., этот день и почитается днем памяти преподобного Алексия, человека Божия.

[К содержанию]

Житие

Сказание об Алексии человеке Божием, одном из почитаемых в христианском мире святых, начало складываться на Востоке – в Сирии, затем оно получило широкое распространение в средневековой европейской агиографической традиции.

Древнейшим вариантом жития преподобного Алексия признана сирийская "История Человека Божьего из города Рима, который был прославлен и увенчан подвигами аскетической жизни в городе Эдессе в дни достославного и блаженного священника мар Раввулы, епископа города Эдессы".

В этом произведении святого не называют по имени, оно повествует лишь о бегстве Человека Божьего из Рима и пребывании его в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю его жизни, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412 – 435 гг.), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V – начале VI вв.

Дополнение к этому житию составило греческое сказание , получившее известность не ранее IX в. в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался Иосиф Песнописец, составляя канон святому, в котором впервые названо его имя – Алексий. Согласно сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около Х в.) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую.

В Х в. появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста. Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

Особую проблему представляет отношение византийского сказания об Алексии человеке Божием к сказанию о преподобном Иоанне Кущнике (память 15 января). Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в первой половине V в., совпадают с житием Алексия: побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме не узнанным. Ряд ученых даже считают этих святых одним и тем же лицом, однако жития этих двух святых не идентичны.

[К содержанию]

Обретение мощей святого


В 1216 г. в монастыре святых Вонифатия и Алексия человека Божия в Риме было объявлено об обретении мощей святого Алексия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм (из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен).

В дальнейшем мощи святого Алексия были разделены.

В греческом монастыре Святая Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по преданию подаренная этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 г. Святой почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 г. албанцы разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису, где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и вернул в обитель.

На Руси, в новгородском соборе Святой Софии, находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII в. В описи Софийского собора 1749 г. значится серебряный позолоченный ковчег с мощами святого, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат. В настоящее время мощей Алексия в Софийском соборе нет.

От мощей Алексия частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 г. в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого.

[К содержанию]

Почитание святого Алексия, человека Божия в Европе


На Востоке почитание святого Алексея стало распространятся уже с V – VI вв., на Западе же почитание святого, хотя и не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к Х в.

Возникновение культа Алексия на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений. В 977 г. церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому. Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых», в последующие века он стал одним из центров благочестия, а его насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был святой Адальберт Пражский. С 987 г. этот монастырь упоминается в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия.

Однако только монастырем памятные места в честь святого не исчерпывались: в средневековом Риме паломникам также показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе.

Распространение культа Алексия в Европе также было определено и влиянием братства алексиан, или целлитов (лат. Congregatio Fratrum Cellitarum seu Alexianorum), католического ордена, считавшего своим небесным покровителем именно этого святого. Первоначальное имя ордена – целлиты (cellites от cella (келья) с XVII в. было заменено на алексиан (по названию церкви, посвященной Алексию человеку Божию монастыря Мариенбер в Ахене)

Орден в возник в начале XIV в. на территории современной Бельгии во времена тяжёлых эпидемий чумы, когда несколько мирян собралось под предводительством Тобиаса (фамилия не известна) для организации помощи пострадавшим.

Постепенно движение алексиан распространилось на другие европейские страны, их деятельность последовательно была одобрена Григорием XI (1377 г.), Бонфацием IX (1394 г.) и Евгением IV (1431 г.). С 1459 г. вступающие в орден произносили обеты, а в 1472 г. папа Сикст IV даровал ордену устав святого Августина. С этого времени алексиане носят чёрное монашеское одеяние с кожаным поясом. Наибольшим распространением орден пользовался в Германии. Монахи опекали осуждённых на смерть, помогали психическим больных, погребали умерших от чумы.

[К содержанию]

Образ святого Алексия в западном искусстве

Благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, вышедшим из «Обители Святых», житие святого Алексия стало широко известным в Западной Европе. Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (немецкая, старофранцузская, провансальская, древненорвежская), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегрузинская и древнеармянская.).

Кроме собственно жития, известны также и другие литературные произведения, посвященные Алексию. Например, о жизни святого рассказывается в «Legenda aurea» («Золотая легенда») и «Vita dei Patri», ценный житийный источник XIII в. А поэма Тибо Шампанского о святом является первым произведением, написанным на лангедойльском диалекте французского языка.

С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI в. в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (Известнее других средневерхненемецкая поэма, составленная Конрадом из Вюрцбурга для двух базельских горожан).

В Италии Житие святого было очень популярным сюжетом для многих произведений церковного искусства. Так, самой ранней из известных фресок является «Житие святого Алексия» в базилике святого Климента в Риме. На этой фреске изображены события последних лет жизни святого: возвращение в Рим и встреча с отцом; почивший Алексий с хартией в руке; папа Иннокентий I умоляет святого разжать руку; родные узнают в почившем своего сына.

В западном искусстве прежде всего изображались сюжеты жития Алексия человека Божия. Например, в росписи XI в. в подземной церкв Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в., где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся святому, возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV – XV вв., в гравюрах XVI – XVIII вв.

Агиография святого нашла свое отражение и в музыке. В 1632 г. в Палаццо Барберини была поставлена опера о жизни святого Алексия на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Папы Римского Климента IX). В 1710 г. Камилло де Росси написал ораторию на тот же сюжет.

[К содержанию]

Эволюция культа

Днем памяти святого в католичестве было 17 июля (под этой датой Алексий человек Божий упомянут в Римском мартирологе (Roman martyrology).

К середине ХХ в. культ святого претерпел значительные изменения. В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Общего Римского календаря (1969). Основанием для исключения послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В Католической энциклопедии житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой». Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви, оно совершается лишь в странах и монашеских орденах, связанных со святым, например, в католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой Алексий, его память совершается с особой торжественностью.

[К содержанию]

Поклонение святому Алексию в России


В России Алексий человек Божий является одним из наиболее чтимых святых.

Традиция его почитания пришла в страну из Византии, где несколько императоров носили имя святого (например, Алексей I Комнин (1081 – 1118 гг.)

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию от страсти гордости

Акафист святому Алексию, человеку Божию

Кант

[К содержанию]

Житийная традиция


Древнейшая славянская пространная версия жития, восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций, была переведена к конце XI в. и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция была сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV в. (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам, а также краткое житие включены в Великие Четьи Минеи под 17 марта. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 г. Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). Этот текст представляет собой образец риторически украшенного жития. Еще один вид Жития встречается в минее Димитрия Ростовского, сказание основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из «Acta Sanctorum» и Л. Сурия. Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII в., лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.

Кроме описанных существуют также западно- и южнорусские переводы и переработки Жития Алексия, , восходящие к латинским оригиналам, первым по времени среди которых является западнорусский перевод, сохранившийся в списке конца XV в. Кроме того, сказание в южно- и западнорусских вариантах входило в «Римские деяния» и в некоторые списки «Великого зерцала»; в XVII—XVIII вв. появились украинские переводы Жития из издания Петра Скарги. Н.М. Петровский отмечает еще существование сербского списка XIV в., близкого древнейшим редакциям.

Помимо полного текста Жития святого на Руси были известны также проложные памяти, переведенные, по мнению В.П. Адриановой-Перетц, на славянском юге. Один проложный текст встречается в обеих известных редакциях мартовской части Пролога и представляет собой перевод греческого Жития из Менология императора Василия II, а другой входит в состав Стишного пролога (этот текст включен также в Велики Четьи Минеи).

Особое осмысление Житие приобрело во второй половине XVII в., в царствование Алексея Михайловича, чьим небесным патроном считался святой. В 1662 г. к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. Кроме того в 1671 – 1674 гг. была написана и издана служба Алексию человеку Божию.

Житие святого использовалось и в начале XVIII в., когда противниками Петра I судьба царевича Алексея ассоциировалась с сюжетом сказания о святом.

[К содержанию]

Культурное влияние Жития 


Воздействие Жития святого Алексия можно увидеть во многих произведениях русского искусства, как духовного, так и светского характера.

Так, влияние Жития Алексия человека Божия прослеживается на Сказании о Борисе и Глебе, Повести о житии Александра Невского, Константина Муромского, Меркурия Смоленского.

Также сказание нашло свое отражение в украинской драме «Алексей божий человек» (1672 – 1673 гг.), использовано в словах Симеона Полоцкого, Лазаря Барановича, Стефана Яворского, в виршах XVIII – XIX вв. Можно добавить еще и виршевой акафист, посвященный царевичу Алексею Петровичу, с 26 гравюрами, выполненными в 1714 г. Г. Тепчегорским.

В XIX – ХХ вв. литературная традиция была продолжена: в «Путешествии из Петербурга в Москву» Александра Радищева, где история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин, недалеко от Москвы; Ф.М. Достоевский использовал мотивы сказания в «Братьях Карамазовых», стилизацию под житие написал М. Кузмин; известны также многочисленные популярные обработки и пересказы жития. Кроме того святому посвящена кантата Н.А. Римского-Корсакова.

[К содержанию]

Духовные стихи

Особое значение в почитании святого в России играли духовные стихи. Их складывание происходило скорее всего в XVII в., хотя самая ранняя запись датирована лишь концом XVIII в. – 1790 г.

Эти произведения (изучено более 70 русских варианта стиха) до начала XX в. пользовался в России, Белоруссии и на Украине особой популярностью у певцов-профессионалов, сказителей-былинщиков, лирников и распространялся слепыми певцами, «каликами перехожими». О степени популярности этого стиха В.П. Адрианова-Перетц, исследовательница данной области русского фольклора, писала в 1917 г.: «Без преувеличения можно сказать, что ни один из подвижников русской земли не вызвал к себе такого интереса, не пробуждал такого сочувствия к своей жизни, как Алексей человек Божий».

Русский народ создал свою песню-поэму об этом герое-страдальце, умирающем неузнанным нищим в доме своего отца-князя. Как и другие персонажи духовных стихов, Алексей человек Божий тоже был примером стойкости, хотя его не закапывают в землю, как каличьего атамана Касьяна, не мучают «муками разноличными», как Егория Храброго, на его долю выпадают испытания иного рода – жизненные невзгоды.

Алексей человек Божий, наравне с бедным Лазарем, стали своими героями бедняков именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих.

Народный духовный стих об Алексее человеке Божьем близок и к устным легендам, и к книжным вариантам. Своеобразие народной обработки заключается не в том, что первоисточник изменен до неузнаваемости, что в него введены новые образы, сюжетные линии. Наоборот, это довольно редкий случай, когда народный стих довольно близок к «оригиналу», в нем почти полностью сохранена сюжетная канва. «Узнаваемость» является одним из основных условий устного бытования стиха и его популярности. С той лишь разницей, что в народном стихе средневековая легенда переосмыслена точно так же, как и любые другие «бродячие» сюжеты, совпадающие в фольклоре почти всех стран и народов.

[К содержанию]

Иконография


Начиная с самых древних памятников заметно сходство облика Алексия человека Божия и святого Иоанна Предтечи, например, на миниатюре в лондонской, так называемой Феодоровской, Псалтири, 1066 г. Русские иконописные подлинники XVI – XVIII вв. так отмечают это сходство: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь»; "образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»; «борода космочками». В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII в., также говорится, что Алексий человек Божий «подобен Предтече».

В Минологии за февраль – март, исполненном в Константинополе, вероятно, для императора Михаила IV, представлена кончина Алексия человека Божия. У одра святого изображены император Гонорий, берущий из рук святого свиток с его жизнеописанием, в изголовье – священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах – скорбящий отец Алексия. Изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в Константинопольский синаксарь. Это единственный в византийском искусстве пример сюжетной композиции, посвященной Алексию человеку Божию.

В храмовых росписях изображение Алексия человека Божия обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников. Нередко Алексий человек Божий изображается в календарных циклах росписей, которые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма.

На Руси одно из ранних изображений Алексия человека Божия имелось в росписи конхи жертвенника церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где Алексий человек Божий и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение». Кроме того его облик есть и во фресках Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине; святой представлен в рост в помещении жертвенника на восточной грани северо-восточного столпа; в церкви Успения на Волотовом поле, в диаконнике на восточной грани юго-восточного пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в церкви Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью.

На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими» (1389 г.), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками.

Образ Алексия человека Божия у северной стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля, над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание» с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре Алексий человек Божий; рядом со святым представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547 г. Благовещенского собора Московского Кремля ростовой образ Алексия человека Божия на северной грани юго-восточного столпа также включен в ряд изображений восточных святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на северной стене вимы, представлен святой Алексий, митрополит Московский.

В русской иконописи изображения Алексия нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери из церкви пророка Илии в Сандырях близ Коломны – полуфигуры Алексия человека Божия и мученицы Фёклы внизу в круглых медальонах.

Особенно часто образ Алексия встречается на иконах середины – второй половины XVII в., где святой – небесный покровитель царя Алексея Михайловича – изображался с преподобной Марией Египетской (в честь которой была названа первая супруга царя Мария Ильинична Милославская) или с мученицей Наталией (небесной покровительницей второй супруги государя, Натальи Кирилловны Нарышкиной).

[К содержанию]

 

Источники и литература:


Антология — "Во славном было во граде во Риме...", «Во славном во городе во в Рыме...»

Жития Алексея, человека Божьего: сирийское, византийскоелатинское.

Житие Алексея человека Божия // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН.

Житие Алексея, человека Божия (XV в.) // Перетц В.Н. Повесть о тех королях-волхвах в западно-русском списке XV в. Памятники древней письменности и искусства. Вып. 150. СПб., 1903.

Духовные стихи: "Во славном было во граде во Риме…"; "Во славном во городе во в Рыме…"; "Ишше был Ефимьян да князь богатой…".

Алексий, человек Божий на сайте Православная энциклопедия.

Алексей, человек Божий // Древо. Открытая православная энциклопедия.

Алексей, человек Божий, святой персонаж русских народных духовных стихов // Большая энциклопедия русского народа.

Алексей Эдесский на сайте Католическая энциклопедия.

Муравьев А.В., Турилов А.А. Алексий, человек Божий.

Преподобный Алексий, человек Божий на сайте «Православия.RU».

Преподобный Алексий, человек Божий // Храм Христа Спасителя. Кафедральный собор патриарха Московского и всея Руси.

Толстая Т.В. Иконография св. Алексея, человека Божия.