В России имя святой мученицы Акилины, день памяти которой отмечается православной церковью  13 / 26 июня, связывалось в сознании крестьян с одной из распространенных зерновых культур – гречихой, отсюда и народные прозвища святой: Акулина-гречишница, Акилина-гречушница, Акулина – черные гречихи.

 

В крестьянском аграрном календаре (для северных и центральных губерний России) день памяти святой был отмечен тем, что он был рубежным для посева гречихи – «Сей гречиху или за неделю до Акулины, или спустя неделю после Акулины». Как культура гречиха теплолюбива и требовательна к почвам, поэтому крестьяне говорили «Сей гречиху, когда рожь хороша», «Осударыня-гречиха ходит боярыней, а как хватит морозу, веди на калечий двор», «Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому», «Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после зерна не соберешь». Сеять гречиху полагалось в ясную, сухую погоду: «Коли пыль на бороне, то и блин на решете».

В сам праздник полагалось украсить дом и домашние иконы пучками, сорванной в поле гречихи. Верующие обращались к святой с мольбами, прося о хорошем урожае такой важной сельскохозяйственной культуры. В Курской губернии, чтобы гречи были хорошие, старались в этот день не работать.

Кроме того в ряде губерний России на Акулину-гречишницу было принято готовить мирскую кашу для нищих, странников и калик; этот день еще называли праздником каш. Первым блюдом, особым угощением на таких праздниках была именно гречневая каша: «Горе наше гречневая каша – есть не можется, оставить жаль!», «Сладка гречневая каша, что твой липец-мед!». После угощения гости по традиции благодарили хозяев: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом – на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди, Боже, вам, православным, гречи без счету! Без хлеба, да без каши – ни во что труды наши».

В крестьянском сознании день Акулины был рубежным еще и потому, что считалось что именно с него начинается лето. Акулина завершала период коротких «воробьиных ночей»; после неё ночи становились всё длиннее.

К этому времени появлялись оводы, слепни, комары, мухи, активизировались и другие кровососущие насекомые. «Убил Бог лето мухами», «Муха во щи – подарок», «Пойдешь лесом — комары взбесят», – говорили в народе.

Более всего от насекомых страдали домашние животные: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится, строчит». Коровы, спасаясь от мух, комаров, слепней, убегали из стада и, возвращаясь обратно в поселения, прятались под навесами крыш, в тени. Отсюда второе название дня: «Акулина – задери хвосты».

День святой Акилины на Руси связывался и с другими крестьянскими приметами. Например, считалось, что он неудачен для посадки огурцов: «Акулина – кривые огурцы», «Кто будет сажать огурцы в этот день, пусть не ждет сочных, зеленых», но с другой стороны он был благоприятен для начала посева конопли.

 

Источники и литература


Акулина-гречишница на сайте Российского этнографического музея.

Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995.

Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Полуянов И. Деревенские святцы по устным народным календарям. М., 1998.