7 / 20 мая в православном календаре, 8 мая и 16 января (перенесения мощей) в католическом календаре посвящено дню памяти святого мученика Акакия (Акакий Сотник, Акакий Каппадокиянин).

 

История

 

Акакий (от греческ. «Axaxios» – «незлобливый») родился в Каппадокии в семье священника. Из этой области происходило большое число христианских мучеников, и Акакий с детства утверждался в своей вере, видя чудеса, которые совершались по их кончине.

При императоре Максимиане (305 – 311 гг.) он стал центурионом (сотником) в Мартисийском полку («Марсовом легионе»). С началом гонений на христиан глава легиона полковник Фирм стал призывать к себе каждого воина и расспрашивать об их религии: если оказывалось, что кто-либо из них веровал во Христа, то он принуждал их вновь обратиться к римским божествам. Когда очередь дошла до Акакия, он во всеуслышание сказал: «Среди христиан рожден я, христианином я и останусь; свидетелем в этом да будет мне Сам Господь Иисус Христос; не только отец и мать моя, но и мои деды и прадеды были христианами: потому христианином останусь и я». Фирм всячески пытался убедить его отрешиться от веры, однако видя, что сотник остается непреклонным, он приказал заключить его в оковы и отослать к более высокому военачальнику – Вивиану. Последний за твердый отказ подчиниться приказу императора, предал Акакия жестоким мукам: его обнаженного привязали к четырем столбам и шесть воинов били его суровыми жилами по спине и животу, а также оловянными досками по лицу, после чего заключить его в темницу города Перинфа во Фракии.

Немного спустя мученика вместе с другими узниками повели в город Византий (Константинополь). Сопровождавшие их воины шли быстро, не оказывая узникам милосердия, и Акакий изнемогал на пути от сильных ран, побоев, тяжких оков, голода и жажды. Испытывая такой гнет он и не надеялся остаться в живых и думал, что скоро умрет; поэтому он долго просил воинов, ведших его, остановиться на некоторое время, чтобы он мог помолиться Богу; однако его просьба не была исполнена. Когда же наконец остановились на ночлег, святой вознес Богу благодарение за то, что сподобился страдать за Его Святое Имя. Во время молитвы он услышал голос с неба: «Мужайся, Акакий, и крепись!». Этот голос слышали и другие заключенные, многие из которых уверовали во Христа и просили святого наставить их и утвердить в христианской вере. В другие ночи во время пути узники не раз видели как ангелы в виде юношей-воинов, одетых в светлые одежды беседовали со святым и лечили его раны.

В Византии Акакий, по распоряжению военачальника, был заключен отдельно от других, во внутреннем отделении темницы; он был скован железными узами, забит в колоду; к нему не пропускали никого для беседы, даже не давали ему ни пить, ни есть, так как мучители хотели голодом, жаждою и тяжкими страданиями заставить его отречься от Христа. Однако ночью узники увидели, как к святому снова явились ангелы и служили ему, омывая его раны и принося пищу. Это продолжалось каждую ночь и кто-то об этом сообщил тюремному сторожу, который ночью подойдя к окну то же увидел юношей в светлых одеждах. Когда же сторож вошел во внутреннее отделение темницы, то не нашел там никого, кроме святого мученика, пребывавшего в оковах.

Через семь дней Вивиан призвал Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг сторожа избиению, чтобы его остановить святой сказал: «Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны».

Тогда военачальник вновь приказал избить мученика. Акакий терпеливо переносил удары и молился. В это время раздался голос, укреплявший святого; при этом воины, наносившие удары, как бы оцепенели и не могли поднять своих рук.

Вивиан, не зная, что же ему дальше делать, решил послать святого к Фалькиану (Флаккину), проконсулу провинции Европа, прибывшему в это время в Византию. Игемонт приказал заключить мученика в темницу, но без оков и без крепкой охраны; сделал же он так потому, что имел жену-христианку, которая после многих слезных просьб убедила его не мучить слишком долго христиан, приводимых к нему на допрос, но поскорее предавать их смерти, если уж нельзя их освободить.

Спустя пять дней после этого Флаккин вызвал Акакия на допрос, причем приказал предварительно прочитать описание всех дел мученика – историю его страданий, запись о которых ему была прислана военачальником Вивианом. Игемон удивился как жестокости мучений, так и мужеству святого, и  порицал Вивиана за то, что тот так долго мучил человека в воинском звании, а не предал его скорой казни. Убедившись, что сотника никоим образом нельзя отвратить от исповедания имени Христова, он приказал отсечь ему голову. На месте казни Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году; тело святого с честью было погребено на том самом месте, где он был усечен по названием «Ставрион».

 

Житийная традиция

 

Сохранились акты и жития святого Акакия на греческом, латинском и сирийском языках. А в XII в. краткое житие святого было переведено на славянский язык в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно было повторно переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В мартирологе Иеронима он почитается вместе с 77 своими спутниками, среди которых священник Максим и диак Анфон. В житии Андрея юродивого, константинопольского блаженного (память 2 октября), рассказывается, что Акакий являлся ученику Андрея Епифанию в образе юноши, с едва пробивающейся бородою и в красной хламиде.

 

Почитание святого

В честь святого Акакия в Константинополе были названы небольшая часовня на месте его казни, где первоначально хранились также и останки святого, и церковь в Эптаскале, построенная, согласно преданию, императором Константином, куда мощи святого были перенесены из Ставриона. Во времена иконоборчества мощи святого были брошены в море (по католическому преданию) или перенесены (по православному) и чудесным образом обретены в городе Сцилляция (в Калабрии, Южная Италия), откуда частицы их перенесены в Авилу и Куэнку (Испания). В XV веке в Италии был основан монастырь имени святого, разрешенный землетрясением в 1783 г.

Образ святого Акакия можно найти как в католическом, так и православном искусстве. В восточной традиции святой Акакий показывается на иконах как юный безбородый мученик в хитоне и красном гиматии, с крестом в руке. В западной традиции его изображения (живописные и скульптурные) прежде всего делают акцент на его воинском звании и мученическом подвиге.

Святой мученик Акакий – покровитель воинов, считается, что он поддерживает в вере перед лицом неожиданной и мученической смерти. Также святой помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью, зубной и головной болью (мигреням). Входит в число Четырнадцати святых помощников, почитаемых католической церковью.

Святой Акакий считается покровителем расположенной в итальянской провинции Калабрия комунны Сквиллаче, в честь своего патрона городские власти 7 мая ежегодно устраивают праздничное шествие.

 

Источники и литература:


Акакий Сотник // Православная энциклопедия.

Мученик Акакий на сайте «Православие.RU».

Страдание святого мученика Акакия // Жития святых по изложению святите Димитрия, митрополита Ростовского. Месяц май.

20 мая – память мученика Акакия Сотника // Православная газета.