Святые католической церкви, особо почитаемые в Европе в эпоху позднего средневековья: Екатерина, Варвара, Маргарита, Акакий, Вит, Власий, Дионисий, Георгий, Пантелеимон, Кириак, Евстафий, Христофор, Эразм, Эгидий.

Общий праздник Четырнадцати святых помощников — 8 августа, отмечаемый в течение нескольких столетий, в новом календаре (после 1969 г.) был упразднен.

Данные святые рассматриваются как единая группа, объединяющая два, три, пять, восем, десять, четырнадцать или даже пятнадцать святых (например, во Франции, где в их число также входила Богоматерь).

Sankt Margaretha mit dem Wurm,
Sankt Barbara mit dem Turm,
Sankt Catharina mit dem Radl,
das sind die heiligen drei Madl

Saint Margaret with the dragon
Saint Barbara with the tower
Saint Catherine with the wheel
those are the three holy maids.

Святая Маргарита с драконом,
Святая Варвара с башней,
Святая Екатерина с колесом
вот те – три святые девы.

Многие из этих святых почитаются не только в католической, но и в православной церквях (святые Екатерина, Варвара, Маргарита (Марина), Георгий, Власий и другие), однако, их групповой культ получил распространение только на Западе.

Согласно агиографическим описаниям, эти святые жили в III – IV вв. и пострадали за свою веру в эпоху преследования христиан в Римской империи (исключение составляет святой Эгидий, живший на Юге Франции в конце VII – начале VIII вв., и не являющийся мучеником). Их подвижнический подвиг, пережитые ими необычные испытания и пытки, совершенные с ними жестокие казни, творимые при жизни и после смерти чудеса, послужили основой формирования и закрепления их индивидуальных культов.

Общий же культ святых помощников начал складываться во время разразившейся в немецких городах чумы 1346—1349 гг. Первоначально почитание святых было распространено в Бамбергской и Регенсбургской епархиях, позднее оно распространилось по всем германским землям, а также перешло в Швецию, Италию, Францию, Венгрию, Чехию и другие страны. Во имя них строились новые храмы (до настоящего времени сохранились церкви, посвященные четырнадцати святым угодникам: базилика в цистерцианским монастыре в Германии, собор во францисканском монастыре в Кадани на западе Чехии и некоторые другие). Также им посвящали торжественные шествия и церковные службы, создавались особые братства, приносили клятвы и даровали щедрые пожертвования. Считалось, что даже статуэтки, иконы и медальоны с образами святых помощников, а также их символами, обладают сакральной силой, и защищают, оберегают и помогают людям в трудных моментах жизни.

Человек Средневековья, измученный бесконечными войнами, эпидемиями, неурожаями, выбрал именно этих святых как главных помощников, благодаря молитвам к которым этих и многих других бед можно избежать. Таким образом данные святые были не только защитниками людей перед лицом Бога, но также и поверенными в его делах: «Deus qui electos sanctos tuos Georgium etc. etc. specialibus privilegiis prae cunctis aliis decorasti, ut omnes, qui in necessitatibus suis eorum implorant auxilium, secundum promissionem tuae gratiae pertitionis suae salutarem consequantur effectum» («Господь, наделивый избранных своих святых, Георгия и пр. и пр., особливыми преимуществами пред всеми иными, так что все взывающие к их помощи в нуждах своих по милостивому Твоему обетованию получают целительное услышание своих прошений»).

В силу того, что именно многочисленные эпидемии средневековья способствовали зарождению культа четырнадцати святых помощников, каждый из этих святых призван был защитить от тех или иных болезней и болезненных симптомов: считалось, что святые Варвара и Екатерина защищают от внезапной смерти, святой Акакий поддерживает в вере перед лицом неожиданной и мученической смерти, святой Кириак охраняет от дьявольского искушения находящихся при смерти больных. Одним из выражений подобной народной веры стало то, что нередко за недугами закреплялось имя святого, например, конвульсивные движения, вызываемые ревматической хореей, эпилепсией и нервными заболеваниями, получили наименование «пляска святого Вита». Однако прежде всего они были призваны помогать при «черной смерти» (особенно в этом отношении выделяется почитание святых Христофора и Эгидия).

Ilz sont cinq sains, en la genealogie,
Et cinq sainctes, a qui Dieux octria
Benignement a la fin de leur vie,
Que quiconques de сuer les requerra
En tous perilz, que Dieux essaucera
Leurs prieres, pour quelconque mesaise.
Saiges est donc qui ces cinq servira,
Jorges, Denis, Christofle, Gille et Blaise.

Пять в житиях угодников святых
Господь отметил, да угодниц пять;
По благости, на склоне жизни их,
Он дал им нашим горестям внимать;
И нам всем сердцем должно почитать
Георгия с Дионисием; с давних пор
Горазды бедам нашим пособлять
Эгидий, Власий тож и Христофор.

Патронатные функции святых были связаны не только с болезнями, считалось также, что они являются покровителями многих профессий (ученых, архивистов, юристов – святая Екатерина; врачей – святой Пантелеимон; корабельщиков и путешественников – святой Христофор, моряков – святой Эразм, воинов – святой Георгий), городов (Париж – святой Дионисий, Дубровник – святой Власий, Москвы – святой Георгий) и даже целых регионов и стран (Чехии, Сицилии, отдельных итальянских коммун – святой Вит). Святые угодники были защитниками не только людей, но и животных, как святые Власий и Эгидий.

Источники и литература:


Базилика Четырнадцати святых помощников (Германия);

Бульст Н. Почитание святых во время чумы. Социальные и религиозные последствия эпидемии чумы в позднее средневековье // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000.

Кротов Я. Введение в вечную жизнь;

Святые угодники // на сайте базилики Четырнадцати святых помощников (Vierzehnheiligen);

Хейзинга Й. Осень средневековья;

Четырнадцать святых помощников;

Четырнадцать святых помощников .